Десять внепарламентских партий Грузии сегодня решили принять участие в президентских выборах в октябре, выдвинув единого кандидата. С выдвиженцами определяются и в парламентской оппозиции. Интригой остается то, будет ли повторно баллотироваться президент Георгий Маргвелашвили и кого назовет своим кандидатом правящая сила «Грузинская мечта». Эти выборы сулят быть историческими, поскольку Грузия в последний раз выберет главу государства путем прямого голосования.
Десять оппозиционных партий решили одержать победу над правящей «Мечтой», выйдя на предстоящие президентские выборы с единым кандидатом. Из них всего одна партия представлена в парламенте – это «Нацдвижение». Сегодня партийные лидеры подписали меморандум «Сила в единстве». При этом подписанты, комментируя этот шаг, словно бы упражнялись в красноречии, в том числе и лидер партии «Новая Грузия» Георгий Вашадзе:
«Не грызня, насмешки друг над другом, а консолидация и общая цель дадут Грузии новую перспективу. С сегодняшнего дня мы начинаем формировать новую команду, которая готовится к приходу к власти. Не для того, чтобы кого-то посадить в кресло, а чтобы сделать нашу страну успешной, сделать лидером, и чтобы у каждого гражданина Грузии было свое достойное место в жизни. Сильное государство – это сильный гражданин, это наша идея, вокруг которой мы объединяемся».
Уже завтра оппозиционеры намерены назвать единого кандидата в президенты. По предварительной информации, им станет бывший министр иностранных дел Григол Вашадзе. Он возглавлял внешнеполитическое ведомство в дни августовской войны десять лет назад. Вскоре после этого разгорелся скандал, тогдашняя оппозиция обнаружила, что министр иностранных дел имел двойное гражданство, в том числе российское. Сейчас Вашадзе представляет бывшую партию власти «Нацдвижение».
Такое событие не оставили без внимания «мечтатели». С парламентской трибуны заявление сделал депутат правящей силы Леван Гогичаишвили.
«Очень смешно, когда они постоянно говорят о (угрозах) России, а потом выясняется, что их кандидат в президенты – бывший гражданин России, представитель российской номенклатуры, и в этом ранге он представлял нашу дипломатию. Эти люди выполняли на протяжении многих лет функцию так называемых полезных идиотов, сделали все, чтобы сдать нашу страну, сейчас мы терпим этих людей. Но мы на них смотрим как на музейные экспонаты», – «успокоил» Леван Гогичаишвили аудиторию.
Сама «Грузинская мечта» не спешит назвать своего кандидата, давая многим повод «гадать» на эту тему. Среди вероятных кандидатов называлась и министр юстиции Тея Цулукиани, а совсем недавно у нее появился «конкурент» в лице бывшего министра иностранных дел, а теперь депутата парламента Саломе Зурабишвили. Но сами «мечтатели» пока лишь заверяют, что их кандидат будет достойным и обязательно одержит победу.
Интригой остается позиция президента Георгия Маргвелашвили. «Мечтатели», не скрывая неприязни к главе государства, постоянно связывали неугодные им решения президента с его амбициями.
Бывший спикер, а теперь лидер оппозиционной партии «Движение строительства» Давид Усупашвили на днях в открытом письме предложил президенту сотрудничество с тем, чтобы выдвинуть его в качестве кандидата на новых выборах. Георгий Маргвелашвили в письменном виде ответа не дал, просто пообещал, что позвонит Давиду Усупашвили позже.
Некоторые оппозиционные лидеры, «завсегдатаи» президентских выборов, о своем желании в очередной раз попытать счастья заявили еще в прошлом году, в их числе – главный лейборист Шалва Нателашвили.
«За десять месяцев до выборов я со всей ответственностью заявляю на весь мир – я начинаю борьбу за президентство Грузии. Я готов вернуть народу утерянные демократию, законность, справедливость, равенство», – заявил Нателашвили 22 декабря прошлого года.
Еще раньше лидер партии «Демократическое движения» Нино Бурджанадзе выразила сомнение в том, что «в Грузии найдется кандидат лучше нее».
Только шансов у всех у них мало, считает политолог Вахтанг Дзабирадзе. Тем более, у объединившихся сегодня десяти партий, которые на парламентских выборах в 2016-м набрали меньше одного процента голосов:
«Не думаю, что у этих партий сейчас увеличился электорат. И Вашадзе, и другие бывшие «националы», и партии их созданы при «Нацдвижении». Бывшей партии власти они сейчас нужны для создания иллюзии объединения. На самом деле они и так всегда рассматривались как сателлиты. И выдвинутый ими кандидат на самом деле будет кандидатом от «Нацдвижения».
Объединившись, бывшая партия власти, по мнению Дзабирадзе, сможет получить больше эфирного времени и финансирования из бюджета. Противостоять кандидату «Мечты», по словам политолога, оппозиция сможет, если действительно все они выступят единым фронтом или объединятся вокруг фигуры президента Маргвелашвили. Но такой сценарий он считает маловероятным.
А сами выборы все равно станут историческими. Грузия в последний раз выбирает главу государства путем прямого голосования. С 2020 года Грузия полностью переходит на парламентское правление, и выбирать президента будет партия, победившая на выборах.