Официальная версия отставки председателя Верховного суда Грузии Нино Гвенетадзе – состояние здоровья – в Грузии убедила далеко не всех. Наблюдатели и даже сам президент в связи с этим говорят о необходимости оздоровления самой судебной системы.
Нино Гвенетадзе, избранная сроком на 10 лет в марте 2015 года, покидает свой пост по состоянию здоровья. В заявлении от ее имени, распространенном пресс-службой Верховного суда Грузии, говорится, что ей требуется длительное лечение за рубежом. Необходимо отметить, что она по совместительству занимала другую важную должность – председателя Высшего совета юстиции.
Сразу после публикации заявления член Высшего совета юстиции Нази Джанезашвили поставила под сомнение добровольность отставки Гвенетадзе. По ее утверждению, в последний период председатель ВС фактически была отстранена от дел, а управление судебной системой велось другими людьми:
«Я бы связала это с клановостью судебной системы. Фактически ею управляет глава Апелляционного суда Михаил Чинчаладзе, которому негласно подчиняется большинство судей. Он является авторитетом этого клана, так как большинство судей своим назначением обязаны ему. Поэтому Гвенетадзе постоянно находилась под прессингом. У всех на слуху ее заявление от 6 ноября прошлого года о том, что она стала жертвой травли и психологического насилия со стороны коллег. Разумеется, не каждый способен выдержать такое давление».
Эти доводы частично разделяет менеджер программ грузинского отделения Transparency International Гия Гвилава:
«У Гвенетадзе были проблемы внутри системы, однако сложно говорить, чем обусловлена ее сегодняшняя отставка. Действия Минюста и влиятельной группировки в судебной системе были абсолютно согласованными в отношении председателя Верховного суда. В результате она фактически оказалась отстранена от своих обязанностей. Что касается сотрудничества неправительственного сектора с Нино Гвенетадзе, то, несмотря на расхождения по ряду вопросов, она все же демонстрировала более конструктивный настрой, чем другие представители. Было видно, что она пытается воспротивиться влиянию членов Высшего совета юстиции, хотя замечу, что ее активность в последнее время постепенно сошла на нет».
Глава Ассоциации молодых юристов Сулхан Саладзе предложил несколько под другим углом рассмотреть отставку Нино Гвенетадзе:
«Нино Гвенетадзе после своего назначения проявляла реформаторские наклонности, однако после инцидента в связи с утечкой правильных ответов на тесты для судейских квалификационных экзаменов в 2015 году ее активность сошла на нет. Насколько мне известно, расследование этого дела не сдвинулось с мертвой точки. Подобные инструменты в руках прокуратуры нередко применяются для преследования неугодных, вплоть до высокопоставленных лиц. Разумеется, многие версии имеют право на существование, но точную причину ухода с поста должна знать сама Нино Гвенетадзе».
Секретарь Высшего совета юстиции Георгий Микаутадзе между тем отверг предположения о том, что Нино Гвенетадзе покинула свой пост в результате давления. Также он посоветовал не рассматривать текущие процессы в политическом разрезе.
Вечером свою озабоченность в связи с отставкой Нино Гвенетадзе на специальном брифинге выразил президент Грузии Георгий Маргвелашвили:
«Сегодня вместе с отставкой Нино Гвенетадзе обнажились все проблемы, на которые нам указывали наши авторитетные юристы, наши (зарубежные) партнеры и друзья. Судебная система требует оздоровления. Это вызов», – подытожил Георгий Маргвелашвили.
Почти в то же время стало известно, что Георгий Микаутадзе будет временно исполнять обязанности главы Высшего совета юстиции, а обязанности и.о. председателя Верховного суда будут возложены на Мзию Тодуа, бывшего зама Нино Гвенетадзе.