Сегодня в Сухуме состоялась пресс-конференция троих руководителей Абхазского государственного драматического театра им. Самсона Чанба.
8 мая этого года приказом министра культуры и охраны историко-культурного наследия РА Эльвиры Арсалия генеральным директором театра был назначен народный артист Абхазии Нодар Чанба. В этом есть символичность, так как он является однофамильцем абхазского драматурга и государственного деятеля первой половины прошлого века, имя которого носит театр. Но значительная часть, две трети, театрального коллектива подписали тогда заявление, в котором возражали против данного кадрового решения, и в их неприятии его, безусловно, присутствовало то обстоятельство, что новый руководитель – выходец из другой творческой среды – музыкант, дирижер, хоть и именитый, работавший и живший немало лет в Южной Корее, во Франции…
Позавчера, в ходе пресс-конференции руководства министерства, зашла речь о той конфликтной ситуации. Министр уверенно сказала, что обстановка в коллективе театра стабилизировалась, все протестовавшие работают. И упомянула, что Нодар Викторович собирается в ближайшее время сам рассказать общественности о работе театра.
Сегодняшняя пресс-конференция началась с вопроса ведущей о том, чем была вызвана «резкая смена руководства театра». Нодар Чанба сказал:
«Резкая смена была вызвана разными причинами, но говорить сейчас об этом не стоит, потому что это внутренняя жизнь театра, любого театра. Единственное, что я хотел бы сказать: ничего особенного в театре не было, в смысле – проблемного, трагического. В любом творческом коллективе приходит время, когда возникают какие-то внутренние противоречия, разные видения… Мы все, люди сцены, – очень эмоциональные люди. Мы и должны быть такими. Нужно, конечно, иметь всегда контроль над своими эмоциями. Когда же теряется контроль, все приходит в какой-то тупик, и это уже начинает работать против творчества. Вот в этот момент нужно уже предпринимать такие меры, которые были предприняты руководством страны. Я думаю, что то небольшое время, которое прошло, показало: в принципе, принято правильное решение, все стали заниматься творчеством, тем, чем должны заниматься».
Напомню очень кратко, чтобы прояснить ситуацию для тех, кто не в теме, суть того самого заявления 68-ми из сотни сотрудников театра, которое зачитал 8 мая на телекамеры актер, председатель театрального худсовета Роман Сабуа. В нем говорилось: «Сегодня было озвучено решение правительства о разделении национального театра на три различные труппы, превратив его в «коммунальную квартиру» в самом худшем смысле этого слова. Структуризация административного руководства театра подогнана под должность гендиректора – дирижера Нодара Чанба. Театр перекраивается в угоду нескольким лицам – бывшему директору Валерию Кове и ныне советнику премьер-министра по культуре Кесоу Хагба».
Далее отмечалось, что за последние 25 лет бывший руководитель театра Валерий Кове поставил всего четыре спектакля, а теперь ему предоставляют творческую мастерскую внутри национального театра со всеми полномочиями…
За несколько месяцев до этого, когда Валерий Кове повез свой спектакль для участия в театральном фестивале на Северный Кавказ, недовольство им и его сторонниками значительной части коллектива уже выплескивалось в абхазские СМИ. Но, судя по всему, и по тому, в частности, что упомянутый Роман Сабуа принимал участие в сегодняшней пресс-конференции и сидел рядом с Нодаром Чанба, принятое в мае компромиссное решение оказалось правильным.
Актер и руководитель студии миниатюр Роман Сабуа сказал, что давно мечтал возродить в Абхазии жанр театральной миниатюры. Театр эстрады, по его словам, популярен во всем мире. В советское время в Абхазском драмтеатре тоже была такая труппа – «Чарирама». Он продолжил:
«Мы буквально вчера начали работу над этим жанром. Это жанр очень легкий, лаконичный, привлекательный и понятный для зрителя. И он позволяет сиюминутно реагировать на проблемы нашей реальности. Если классические произведения – общечеловеческие, вечные, то эти могут откликаться на сегодняшние актуальные проблемы. И главная цель, как уважаемый Нодар сказал, это сохранение нашей культуры, нашего языка».
Вчера, 1 августа, в театре начала работу детская студия «Нарт», в которой будет преподавать молодой актер Гудиса Тодуа. По результатам открытого кастинга планируется набрать труппу из 15 человек. Тодуа сказал: «Мы принимаем детей от 8 до 16 лет. Занятия в студии будут проводиться бесплатно, два раза в неделю. В конце декабря планируется новогодний отчетный спектакль с участием воспитанников детской театральной студии. Надеемся, что этот проект будет пользоваться популярностью».
Нодар Чанба сообщил, что осенью на театральный фестиваль в Казань поедет спектакль режиссера Мадины Аргун «Кролики и удавы» по Искандеру. Творческих планов много. До конца года в Абхазском драмтеатре ожидается две премьеры: «Гумистинская баллада» по пьесе Анзора Мукба, которая будет поставлена ко Дню Победы и Независимости, и «Эпизоды» по произведениям Шоты Чкадуа. А в будущем году театр планирует сделать 10 новых постановок, в том числе пьес о Сарии Лакоба, Таифе Аджба, «Царь Леон», восстановить спектакль по пьесе «Алибей»…
Задуманы также, сказал Нодар Чанба, создание музея Абхазского театра, кафе при театре, в котором под звуки негромкой классической музыки, народных мелодий могли бы общаться люди самых разных творческих профессий.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия