«Показательное наказание: тяжелые человеческие потери как результат насильственной наркополитики в Грузии» – доклад под таким названием публикует международная правозащитная организация Human Rights Watch.
Приговор – девять с половиной лет лишения свободы. Сказав это, Вано выдерживает паузу. Ему тогда было 30, Вано шел на мальчишник с двумя дозами ЛСД (галлюциногенное наркотическое вещество) в кармане. В цифрах это количество выглядит так: 0,00172 грамма. За тысячную часть грамма, оцененную как особо крупный размер, Вано осудили на девять с половиной лет. Правда, отсидел он чуть больше половины – пять. В октябре 2017-го его помиловал президент. Вано говорит, что и подумать не мог, что он когда-либо может оказаться в тюрьме. Оказавшись на свободе, он смог прийти в себя достаточно быстро, однако это удается далеко не всем, говорит он:
«Прошло девять месяцев, как я вышел, и на сегодняшний день у меня в жизни все более или менее налажено. Но это я, а многие годами не могут найти работу, не могут реабилитироваться. Я считаю, что человек за употребление наркотиков – что бы он ни употреблял – не должен попадать в тюрьму. Либерализация необходима для того, чтобы люди не теряли свои жизни».
История Вано не уникальна. В рамках исследования, на которое ушло два года, всего было записано 87 интервью, говорит Рейчел Денбер, замдиректора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. Это рассказы людей, осужденных за наркопреступления, их родных, адвокатов, интервью с представителями власти и правозащитниками. Говорит Рейчел Денбер:
«Разумеется, понятно, что правительство Грузии, как и любое другое, хочет сделать шаги, направленные на снижение вреда, нанесенного наркотиками. Однако запирать в тюрьмах людей из-за того, что они употребили наркотики или из-за того, что у них было небольшое количество наркотиков для личного пользования, – это не работает. Из-за подобного подхода основные проблемы остаются скрытыми и, что хуже всего, –- проблема наркомании становится острее. В нашем докладе задокументированы эти проблемы».
Незаконное хранение или употребление наркотических веществ в малых размерах на первый раз классифицируется как административное нарушение. Если подобное повторится в течение года, – уголовное. Однако проблема в том, что для 75% наркотических веществ законом не определено, какой именно объем подходит под категорию «малый», говорит представитель Human Rights Watch на Южном Кавказе Георгий Гогия. Таким образом, при обнаружении любого количества этих наркотиков речь сразу пойдет об уголовной ответственности. Еще одна проблема, по словам Гогия, состоит в непропорциональности наказания. Так, за один грамм героина можно получить срок от 8 до 20 лет, в то время как за убийство дают от 7 до 15, а за изнасилование – от 6 до 8 лет. Кроме того, Гогия говорит и о завышенных штрафах:
«Мы записали не одно интервью с людьми, которые, к примеру, потеряли жилье, для того чтобы выплатить штраф. В одном из случаев человек не смог заплатить 20 тысяч лари, которые требовались для процессуального соглашения, и попал в тюрьму».
Каждый аспект действующей наркополитики служит сохранению репрессивного оружия и механизмов контроля в руках полиции, говорит в свою очередь представитель Центра по изучению и мониторингу прав человека Гурам Имнадзе. Один из них – это принудительное наркотестирование. С 2012 по 2016 год наркологическую проверку прошли около 193 тысяч человек. Положительный результат был выявлен в 33% случаев, говорит Имнадзе:
«Для того чтобы быть объективными, мы должны отметить, что в последние годы действительно снизилось количество людей, которых забирают для прохождения теста на содержание в организме наркотиков. Но это не было результатом каких-либо законодательных изменений. Это скорее следует воспринимать, как проявление доброй воли со стороны полиции. Безусловно, речь не идет о том, что у полиции не должно быть права проводить принудительную наркологическую проверку. У государства есть легитимный интерес – к примеру, не допустить вождение транспортного средства гражданами, находящимися в состоянии наркотического опьянения или пр. Это право должно остаться у полиции, однако необходимо прописать очень конкретные основания (для проведения наркотеста)».
Human Rights Watch обращается с рядом рекомендаций к правительству и парламенту Грузии. Международная правозащитная организация призывает власти поддержать инициативу, согласно которой будет декриминализовано употребление, хранение и приобретение наркотических средств в малых количествах, предназначенных для личного пользования.