Accessibility links

Трудности абхазского курортного сезона


Если середина июля повсеместно в северном полушарии в полном соответствии с законами мироздания считается «макушкой лета», то середина августа в современной Абхазии – это однозначно пик летнего курортно-туристического сезона, в который входит у нас и не такой уже знойный, но с по-прежнему теплым морем и обилием фруктов сентябрь. Для сравнения скажу, что в средней полосе России в народе исстари считается, что после христианского Дня Ильи-пророка 2 августа уже начинается осенняя пора и не следует купаться в реках, озерах и пр.

Разумеется, погода ежегодно вносит свои коррективы в течение туристических сезонов. В прошлом году июнь в Абхазии был не только дождливым, что обычно здесь для него, но и довольно холодным, и это помешало, конечно, «набору оборотов» турсезона. Нынче же июнь выдался, наоборот, жарким и засушливым до такой степени, что крестьяне в некоторых селах начали проводить традиционные моления с обращением к высшим силам о ниспослании дождя. В июле и августе жаркие недели перемежались с более прохладными, с выпадением осадков. В целом в погодном плане сезон среднестатистический. Хорошо, впрочем, известно, что погодные колебания ныне не так уж сильно влияют на турпоток, ибо большинство туристов планирует отдых и приобретает путевки, бронирует жилье заранее по интернету. Большинство же факторов, влияющих на турпоток, имеет так называемый долгодействующий эффект.

Аспекты абхазского курортного сезона
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:03 0:00
Скачать

То, что вслед за рекордным по числу туристов сезоном 2016 года последует спад, в Абхазии понимали еще в конце того же года, ибо к тому времени Путин уже снова подружился с Эрдоганом и открылось самое массовое зарубежное направление российского туризма – турецкое. (Не говоря уже о том, что турбизнес обычно так, волнообразно, устроен: за годами подъема, как правило, следуют годы некоторого снижения.) Но в 2017-м к объективным, внешним факторам добавились и внутренние, несколько, скажем так, «косяков» со стороны отдельных «уродов в семье», которые отпугнули россиян от Абхазии и в тот сезон, и в ближайшие вслед за ним. Это не мои теоретические рассуждения, а несколько свидетельств со стороны знакомых россиян, которые переориентировались на другие отпускные направления.

Чаще всего в СМИ фигурировала цифра, согласно которой снижение турпотока в Абхазию в прошлом году составило по сравнению с предыдущим 30 процентов. В 2018-м «отыграть» все это назад не представлялось возможным, ибо никаких объективных факторов к тому не имелось. Наоборот, к Турции добавился еще и Крымский мост. Реалистичной задачей было остановить дальнейшее падение, а также постараться, если получится, чуть-чуть улучшить показатели по сравнению с 2017-м. Уже в начале года представители абхазского турбизнеса провели ряд мероприятий, нацеленных на то, чтобы задействовать все имеющиеся рычаги для этого; например, т. н. фестиваль мимозы в начале марта с участием представителей российских туроператоров.

Туристов у нас поздней осенью считают; тогда и скажем, что получилось. Но уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги.

Традиционное начало абхазского летнего турсезона совпало нынче во времени с чемпионатом мира по футболу в России: вторая половина июня – первая половина июля. Причем три первые недели часть матчей чемпионата проходила в непосредственной близости, буквально в 5-6 километрах от российско-абхазской границы – на сочинском олимпийском стадионе «Фишт». Оптимисты в Абхазии предполагали, что это может оказать благотворное воздействие на туристический приток в республику – мол, приехавшие на матчи ЧМ в Сочи воспользуются случаем, чтобы побывать заодно и в Абхазии, отдохнуть там несколько деньков. Реалисты же говорили, что ЧМ, наоборот, скорее помешает успешному старту сезона в Абхазии. И, как обычно, они оказались правы. Гендиректор российского туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин в интервью одному из СМИ РФ сформулировал это так: в мае много говорилось об ограничении въезда-выезда через границу с Абхазией в связи с мерами безопасности в период сочинских матчей. Возможно, этот информационный фон сказался на спросе. Футбол много дал Сочи, но Абхазия на этом только потеряла. Россияне, конечно, выбирали Сочи, где были матчи, иностранцы, болельщики, фан-зоны и вообще весело практически пол-лета. Адлер получил больше телевизионного пиара, которого так не хватает Абхазии».

Президент Абхазии Рауль Хаджимба накануне ЧМ распорядился отменить на время чемпионата визы для тех иностранцев, для кого они требуются при въезде в Абхазию. И это было, конечно, во всех отношениях верное решение. Другое дело, что мало кто из потенциальных интуристов воспользовался им. Я поинтересовался у своего родственника, который работает пограничником на Псоу, много ли нашлось таких иностранцев. Он ответил, что, да, такие нашлись, но в основном это были граждане Эстонии, которые решили посетить места компактного проживания на левом берегу реки Псоу эстонских соотечественников – потомков переселенцев конца девятнадцатого века.

Если же продолжить мысль Сергея Ромашкина о конкурентных преимуществах соседнего Большого Сочи перед Абхазией, то вспомним, как отставание последней перед ним еще больше увеличилось после 2014 года с появлением там объектов и инфраструктуры зимних Олимпийских игр. Единственное, что может на сегодня противопоставить этому Абхазия, – замечательные природные красоты, отсутствие «перенаселенности» пляжей и малобюджетность отдыха.

В этом, разумеется, сошлись все руководители российских туроператоров, мнения которых прозвучали на днях в ряде российских интернет-изданий. Но о ходе нынешнего туристического сезона они говорят по-разному – у кого как пока он задался. Уже упомянутый Ромашкин оценил падение объемов за семь месяцев этого года в девять процентов и полагает, что расклад уже не изменится. Заместитель гендиректора компании «Роза ветров» Ирина Глазкова говорит о снижении абхазских объемов на 15 процентов и считает одним из факторов подорожавшую перевозку, так как лететь приходится через Адлер. Сейчас, по ее словам, их компанией хорошо продаются путевки только в объединение пансионатов курорта «Пицунда» и пицундский пансионат «Самшитовая роща», остальные объекты слабо востребованы.

По словам исполнительного директора НТК «Интурист» Сергея Толчина, выиграли абхазские объекты, которые изначально вошли в сезон, сразу выставив на лето правильные цены – без роста к ценнику-2017. Как правило, это были уже раскрученные гостиницы, а вот новострой с претензией на уровень «пять звезд» и высокими ценами не продавался. И даже снижением цен для них уже ничего не поправишь. Но в целом, по мнению Сергея Толчина, по итогам сезона Абхазия может выйти в плюс, возможно, около 5-7 процентов прироста. Много продаж было в режиме last minute.

Со сдержанным оптимизмом оценивают ситуацию эксперты туроператора «Криптон»: «Турпоток начал потихоньку восстанавливаться. К примеру, у нас рост порядка 10-15 процентов по отношению к прошлому году. Но это спрос скорее вопреки, чем благодаря. Рост происходит по тем объектам, которые очень взвешенно подходят к ценообразованию, а конкретно – даже снизили цены по отношению к прошлому году. Отзывы клиентов в этом году неплохие, так что есть надежда, что и на следующий сезон тренд сохранится. В Абхазии надо развивать уже сформировавшуюся у «своих» клиентов модель, которую можно описать слоганом «бюджетно и экологично».

Я связался сегодня по телефону с двумя братьями – своими дальними родственниками, которые держат мини-гостиницы на морском побережье в Гагрском районе. Один доволен притоком туристов, что меня не удивило: у него деревянные коттеджики с общим двором в метрах тридцати от берега. У другого обычное строение на несколько номеров, до моря с полкилометра. И дела у него похуже. Посмотрим, что будет дальше.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG