В Южной Осетии продолжаются мероприятия по случаю десятой годовщины признания независимости республики Россией. Несколько праздничных дней были не столь грандиозными, как анонсировали их организаторы, но насыщенными событиями и громкими политическими заявлениями.
К десятилетию признания независимости Россией решили приурочить Съезд осетинского народа, который собрал представителей 97 диаспор по всему миру. Его делегаты выразили поддержку интеграции с Российской Федерацией и за день работы приняли два важных обращения: одно к правозащитным и внешнеполитическим учреждениям России и Южной Осетии – с призывом обратить внимание на нарушение прав осетин, «изгнанных из Тырсыгома и других земель Восточной Осетии, насильственно включенных в состав Казбегского и Душетского районов Грузии». Второе обращение, которое направят, в том числе в парламенты иностранных государств, касается просьбы признать геноцид осетин 20-х годов прошлого столетия со стороны грузинских правительственных войск и военизированных формирований.
25 августа, после юбилейной встречи с президентом России Владимиром Путиным, на брифинге с журналистами лидер Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил, что «хотел бы видеть республику в составе российского государства – и это является для него личным стимулом жизни». А чтобы снять границу с Россией, «нам нужно укрепить границу с Грузией настолько плотно, чтобы через нее, фигурально выражаясь, не смогла пролететь и птица. На данный момент ни мы, ни Российская Федерация к этому не готовы».
Не забыл Анатолий Ильич использовать и примирительную риторику. «Хочу, чтобы люди могли содержать свои семьи, имели рабочие места, чтобы они участвовали в развитии своего государства, – сказал президент. – И чтобы не было той раздробленности, которая сегодня есть, к сожалению, деления жителей республики на людей Тибилова, Бибилова, Кокойты, Чибирова и т.д.».
Тем временем одного из четырех президентов Южной Осетии на торжественных мероприятиях так и не увидели. Эдуард Кокойты ограничился обращением в адрес делегатов Съезда осетин и поздравлением народу по случаю десятилетия признания. О причинах его отсутствия широкой общественности ничего не известно. Невзирая на новое амплуа Кокойты – ярого оппонента власти и российских кураторов, – простой обыватель искренне хотел видеть его на всех торжествах. Для граждан он навсегда остался лидером, в бытность которого Россия, собственно, и признала Южную Осетию. И даже секундное появление экс-президента на видеокадрах, показанных во время большого шоу на городском стадионе, вызвало в рядах зрителей аплодисменты.
А вот о том, кто из девяти приглашенных лидеров разных государств точно не приедет на празднование, стало известно еще 25 августа. Вместо Башара Асада, к примеру, во всех торжествах принимал участие его личный представитель Рияд Хаддад. Его речь на стадионе была встречена публикой одобрительно: он назвал Южную Осетию «сестрой Сирии» и выразил надежду, что Сирия вместе с ней будет бороться с «мировой осью зла». Почему-то часто упоминал перспективу сотрудничества в научной сфере и, если верить переводчику, благодарил за вклад в борьбу с терроризмом. В числе государств, чьи делегации приехали в Цхинвал, назывались ЛНР, ДНР, Науру, Нагорный Карабах, Приднестровье, Россия. Также в праздновании приняли участие мэр итальянского города Градара Филлиппо Гаспери и представитель МИД Южной Осетии Мауро Мурджа.
Послу России в Южной Осетии Марату Кулахметову, который зачитывал поздравительное послание от Владимира Путина многочисленным зрителям на открытом массовом мероприятии, аплодировали куда чаще, чем остальным выступающим.
Устроили по случаю празднования в Цхинвале и шоу под названием «Южная Осетия – история мужества». Два месяца над его организацией работали приглашенные из России режиссеры с привлечением местных коллективов и школьников. По словам организаторов, в мероприятии было задействовано 2500 человек, а представление такого размаха в республике действительно увидели впервые. Для тех, кто не смог попасть на городской стадион, местное телевидение устроило его прямую трансляцию.
Ждали в Южной Осетии и обещанного президентом прыжка с парашютом. В начале года Анатолий Бибилов заявил, что планирует сделать это к десятилетию признания независимости Россией. Судя по всему, праздничный прыжок решили отложить, но в предпраздничный период он успел сходить в горы и покорить вершину, названную впоследствии «пиком Алания».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия