Accessibility links

Как оценивать визит Меркель?


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Как оценивать визит Ангелы Меркель в Грузию? Следует ли нам быть разочарованными или, наоборот, радоваться? Многие растеряны, какую именно позицию занять.

Меркель не ехала специально в Грузию: визит был частью ее южнокавказского тура. Соответственно, ничего принципиально нового и особо интересного от него ждать не приходилось. Впрочем, даже если считать визит дежурным и проходным, сам факт, что самый влиятельный политик в Европе сочла нужным посетить Грузию и выразить ей солидарность, пусть в общих выражениях, уже ценен.

Как всегда, особое внимание публики касалось самых болезненных вопросов. Меркель не обещала, что Грузию скоро примут в НАТО или, тем более, Евросоюз: она призвала к стратегическому терпению. Многим это не понравилось, но удивляться нечему – канцлер лишь еще раз озвучила общеизвестный западный консенсус. На официальной пресс-конференции она выразила поддержку территориальной целостности Грузии, но не использовала слово «оккупация», что оказалось еще одним поводом для разочарования. Правда, на другой день, при встрече со студентами, отвечая на прямой вопрос, Меркель признала, что, да, российская оккупация двадцати процентов грузинской территории – реальность, и у нее нет проблем называть вещи своими именами.

Как оценивать визит Меркель?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:45 0:00
Скачать

Многие хотели большего и остались недовольны. Имеем ли мы на это основания? Без сомнения. Я тоже хотел бы, чтобы у европейцев была более четкая и принципиальная позиция по многим вопросам, в том числе, касательно перспектив европейской и евроатлантической интеграции Грузии. Но я также знаю, что Грузия – не центр вселенной, и ее интересы никогда полностью не совпадут с интересами ни одной из держав, определяющих судьбы этой планеты. Но мы – как любая малая нация – должны уметь извлекать максимальную выгоду из минимальных возможностей.

Грузия сегодня находится в точке геополитического разлома, где приоритеты и соотношение сил основных игроков неясны для них самих, и очень трудно предсказать, что и как может измениться. Это делает регион весьма небезопасным. Однако самое поверхностное знание истории Грузии заставляет признать, что страна переживает один из относительно позитивных периодов своей истории: у нее есть возможность самой распоряжаться своей судьбой и более или менее успешно развиваться. В том, что это так, очень большая заслуга Запада.

Сегодня там, где доминирует западная цивилизация, создан исторически уникальный порядок, в котором малые государства могут чувствовать себя в безопасности и одновременно сохранять чувство собственного достоинства. По географическим причинам Грузия не попала в зону, где работают правила, установленные Западом. Кроме того, последний не слишком энергично и последовательно защищает те ценности, которые сам провозгласил. Поэтому мы не может иметь ту степень безопасности, которая есть у Дании или Болгарии. Надеяться, что Грузия в обозримом будущем перейдет на качественно более высокий уровень интеграции с Западом, не приходится – здесь нет времени вдаваться в причины. Но это никак не означает, что Грузия должна махнуть рукой на свои западные амбиции и начать думать о плане Б. Всегда надо стремиться к большему, но при этом понимать, что тот уровень западной поддержки, который у Грузии уже есть, крайне важен для сохранения ее суверенитета и перспектив развития. Поэтому важно научиться думать не в абсолютных, а в относительных категориях.

С этой точки зрения, визит Меркель можно считать вполне успешным. Канцлер упомянула о возможности легального трудоустройства граждан Грузии в Германии: это означает, что и на этом этапе отмена туристических виз не является пределом мечтаний для страны. При разработке соответствующего законодательства Грузию рассматривают в одной компании с балканскими странами, что тоже хороший знак – в европейской принадлежности Балкан никто не сомневается.

Канцлер признала валидность созданного грузинским парламентом «списка Татунашвили-Отхозория», который предусматривает санкции против лиц, повинных в грубых нарушениях прав граждан Грузии на оккупированных территориях. Могут сказать, что признание этого списка имеет скорее символическое значение – но в вопросах, касающихся нерешенных конфликтов, на этом этапе борьба идет в основном за символы.

Очередной экономический проект, финансируемый Германией, будет касаться строительства резервного газохранилища – это означает повышение энергетической безопасности страны. Для «проходного» визита все это совсем не плохо.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG