Во время празднования 10-летия признания Россией независимости Южной Осетии главы ЛНР и ДНР стали единственными государственными руководителями, посетившими республику. А президент Южной Осетии Анатолий Бибилов еще раз заявил о намерении продолжать дружбу с этими государствами.
Александр Захарченко и Леонид Пасечник принимали участие в торжественном собрании в честь 10-летия, где президент Бибилов вручил им орден Почета. 27 августа Анатолий Бибилов провел с ними и отдельные встречи, где еще раз заявил о готовности развивать отношения с ДНР и ЛНР. В этот же день было подписано соглашение и между верховными судами ДНР и Южной Осетии, что, по словам главы ВС Олеси Кочиевой, «позволит судебным органам двух стран обмениваться информацией и опытом».
К сотрудничеству с ДНР и ЛНР югоосетинский обыватель относится с пониманием: воюющие за независимость народы, сочувствие вызывает и состояние войны, которое сама Южная Осетия переживала за последние два десятилетия. Финансовые и экономические схемы помощи отодвигаются этим восприятием на второй план, мало кто в республике знает о сотнях зарегистрированных на территории Южной Осетии фирм из Донецка и Луганска или о том, какие финансовые потоки проходят через банк ДНР в Цхинвале.
Сочувствие и понимание в борьбе за независимость ставит во главу угла во взаимоотношениях с ДНР и ЛНР и югоосетинский политолог Дина Алборова: «Потому что когда мы встали на этот путь, то мало кто обратил на нас внимание. И только ценой огромных потерь через почти 20 лет случилось то, что случилось: начался процесс признания. Поэтому с этой точки зрения это все очень понятно, и мы знаем и чувствуем все, что там происходит, и эти чаяния. И, конечно, Южная Осетия должна встать рядом с людьми, которые борются за свою независимость».
За все эти годы, по словам Дины Алборовой, Южная Осетия действительно накопила большой опыт государственного строительства. Углубление сотрудничества между Южной Осетией ДНР и ЛНР – это не только бонусы для нашей республики, говорит она, этот опыт может тоже стать бесценным для двух этих государств: «Опыт государственного строительства у нас насчитывает больше двадцати лет. Мы не будет отсчитывать его от момента признания Россией, 10 лет, которые мы отмечали на днях. Нет. У нас государственное строительство началось намного раньше, когда мы объявили о своей независимости в 1992 году. Более того, даже до этого, когда мы создавали собственные институты государственной власти. Конечно, в условиях войны. Мне кажется, в этом отношении опыт есть, как создавать эти институты в ситуации военного времени. Тогда работали и правоохранительные органы, и судебная система работала. Мы с этой задачей справились. Пока такого опыта государственного строительства у ДНР и ЛНР нет, он приобретается сейчас».
Думаю, что любые контакты, обмены опытом для нашей республики полезны и нужны, говорит и югоосетинский блогер и общественник Алан Парастаев. Но есть различия в приоритетах: «Мне кажется, что в отношениях с ДНР и ЛНР важнее, наверное, какие-то экономические связи. И они есть, во всяком случае, в области банковской системы мы выполняем для них некие функции, за это получаем какие-то дивиденды, хотя информации об этом не особенно много. Банк у нас работает, рабочие места есть, и это неплохо».
У тесного сотрудничества с двумя новообразованными государствами есть и обратная сторона, считает Парастаев: «Риск в том, что мы-то уже под эгидой Российской Федерации, и выполнение обязательств в той же сфере бизнеса может гарантировать Россия. В случае с ЛНР, ДНР Российская Федерация формально не имеет такого воздействия для того же честного бизнеса или чтобы не нарушались правила, пока такого нет.
– А во внешней политике?
– Ну, если бы активно шел процесс борьбы за наше признание на международном уровне, если бы работали с международными организациями, если бы мы работали с ООН, то, конечно, контакты с ДНР и ЛНР могли бы играть для нас какую-то негативную роль. Но этого не делается, во всяком случае, так активно, как хотелось бы».
На этом фоне, продолжил Алан Парастаев, если взвешивать все «за» и «против», вполне возможно, что контакты с этими государствами будут более полезны для республики, чем страх того, как их могут воспринимать в остальном мире.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия