Accessibility links

Абхазия и земельный вопрос


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Поскольку в самой Грузии, несмотря на предстоящие президентские выборы, ничего по-настоящему интересного не происходит, есть время обсудить более абстрактные вопросы.

Ну, вот, например, предыдущие два моих блога были написаны по результатам поездки на Черное море, и, в частности, я сравнивал темпы развития Абхазии с Аджарией. Есть мнение, с которым согласен и ваш покорный слуга, что причиной медленного развития куда более перспективных абхазских курортов в сравнении с грузинскими является фундаментальный вопрос – отсутствие права на покупку земли и недвижимости иностранцами.

Этот вопрос является одним из самых острых и злободневных в Абхазии и воспринимается тамошним обществом, как черта, пересечение которой означает полную ассимиляцию абхазского этноса чужаками. Стесняясь сказать, что к чему, многие абхазы говорят, что опасаются нашествия грузин с российскими паспортами – но даже говорящие это вряд ли сами верят в свои слова.

Совершенно очевидно, что никакие грузины недвижимость в Абхазии купить не смогут, даже если у них будет по три российских паспорта. Как говорится, бьют не по паспорту, а по роже.

Совершенно очевидно, что абхазы опасаются не каких-то мифических грузин, а вполне конкретных россиян, которые могут броситься массово покупать жилую и коммерческую недвижимость в Абхазии. Учитывая демографическую разницу между двумя народами, вполне понятно, почему, уступив все на свете, все реальные рычаги управления Кремлю, абхазы тем не менее, несмотря на многочисленные высочайшие намеки, в этом вопросе уперлись насмерть, как русские под Сталинградом.

Очень внимательно слежу за дебатами по этому поводу, которые в основном крутятся вокруг двух нехитрых аргументов. Сторонники продажи земли – если таковые находятся, заявляют, что без этого экономика не вырастет никогда, соответственно, нынешние проблемы будут множиться. Противники, каковых подавляющее большинство, считают, что к черту экономику, к черту инвестиции, к черту вообще все на свете, если абхазский народ исчезнет с лица земли.

Что ж, ни одной из сторон в рациональности не откажешь, и совершенно очевидно, что угрозы с обоих направлений довольно серьезные.

Чтобы все было ясно с самого начала, проблема действительно в отсутствии права на землю. Многие абхазы возражают, что проблемой для инвесторов являются коррупция и клановость в большей степени, чем отсутствие права на землю. Увы, на самом деле коррупция и клановость вещи преодолимые, а вот отсутствие права на землю – проблема фундаментальная.

Посмотрите, сколько в мире режимов в разы более коррумпированных и клановых, чем абхазский, но даже туда идут бизнесмены. Инвестор – это нечто вроде таракана, который может выжить в самых токсичных условиях, если это будет ему выгодно. Африка, Азия, Латинская Америка, везде, где система держится на взятках, а государственная власть срослась с криминалом, – везде есть инвесторы. Меньше, чем в нормальных странах, но все же есть.

Что такое коррупция для инвестора? Это как если бы ему сказали: «приходи к нам, у нас сложно, но есть нехитрые правила игры, дай кому надо на лапу, заведи полезных друзей – и все будет хорошо». А что такое отсутствие права на землю для инвестора вкупе с коррупцией и клановостью? Это как если бы ему сказали: «даже близко к нам не подходи, даже не думай что-то делать, ты нам не нужен, проваливай»…

Да, и расскажите бабушке про «долгосрочную аренду». Никакой бизнесмен не будет вкладывать миллионы долларов взамен некой лягушачьей бумажки, подтверждающей его временные права... Никому не нужно ничего временного. Только собственность. Своя и навсегда, железно.

Все предельно ясно. Продавать или не продавать – вот в чем вопрос. Неоднократно пытался поставить себя на место абхазов и ответить на этот вопрос, и ни разу ни какому конкретному мнению так и не пришел. При этом честно постарался смотреть на вопрос о земле с точки зрения абхаза. Почувствовать себя абхазом, на минутку забыв о своем происхождении и персональных претензиях.

Будь я, как говорится, «абхазом преклонных лет», и решение земельного вопроса зависело бы от меня, как бы я поступил? Продавать или не продавать? После долгих размышлений я пришел к выводу – продавать.

Как-то недавно я прочел в интернете заявление какого-то очередного любителя духовных скреп – на этот раз грузинских: «Мне не нужны заводы, железные дороги, трубопроводы и гостиницы, если исчезнет грузинский народ». Я прокомментировал этот пост в духе: «Если не будет заводов, железных дорог, трубопроводов и гостиниц, то не будет никакой Грузии вообще»...

Если это верно для Грузии, то это тем более верно для Абхазии. Противники свободной продажи земель исходят из постулата, который неверен в корне: по их версии есть некий выбор между национальной идентичностью и экономическим развитием. То есть можно быть бедным, но сохранить национальное достоинство, а можно быть богатым и потерять его.

На самом же деле нет такого выбора. Нет такого выбора у Грузии – если не будет экономики, то со временем эмиграция вырастет, национальная депрессия будет развиваться семимильными шагами, вслед за ней, на почве отсутствия перспективы, будут расти наркомания, криминал, азартные игры, долги, долги, долги... В итоге получится медленное, по кусочкам, отрезание хвоста – страна будет тихо-тихо умирать и в конце концов окончательно уйдет на дно.

Все это мы видим и в Абхазии, и все равно выбора нет. Без экономического роста Абхазия будет медленно, но верно деградировать, мучительный процесс вымирания займет годы, но в конечном итоге придет к своему логическому результату. И наоборот – быстрый экономический рост будет способствовать моральному оздоровлению нации, у людей появится интерес к предпринимательству, получению образования, словом, к современному образу жизни.

Как ни крути, продажа земли иностранцам несет в себе немалые и вполне реальные риски, но их можно минимизировать путем разумной государственной политики. Запрет на продажу земель, в результате которого даже видавший виды российский бизнес не рискует по-серьезному вкладывать деньги в Абхазию, – это гарантия деградации и в конечном итоге вымирания.

Нет такой альтернативы, о которой говорят как в Абхазии, так и любители духовных скреп в Грузии. Ничто не уничтожает перспективу развития нации так основательно и навеки, как слабая экономика, и, напротив, ничто не дает нации такую надежду на будущее, как сильная и процветающая экономика...

Как говорится, выбирай, но аккуратно...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG