Вечером в субботу 22 сентября сосед рассказал: он сейчас ехал домой мимо Республиканской больницы, увидел у нее скопление машин и узнал, что туда доставили тяжело раненных женщину и мужчину. Они пострадали от стрельбы из пистолета на свадьбе в расположенном неподалеку ресторане «Абырлаш» (что с абхазского переводится как «жемчуг»).
…Прежде чем обратиться к деталям этого ЧП, небольшое отступление. В Абхазии наступил сезон свадеб, который продолжается обычно у нас всю осень и начало зимы, вплоть до Нового года. Ведь испокон веку так было, что свадьбы устраивали после сбора урожая. Но чем дальше, тем больше в последние годы свадебная пора стала ассоциироваться не только с радостными эмоциями. Во-первых, на многие семьи, где не так высок доход, но много приглашений на свадьбы, это ложится непосильным финансовым бременем. Во-вторых, обилие машин на дорогах и числа нетрезвых водителей за рулем увеличило количество автоаварий в субботы и воскресенья.
Есть и еще одно обилие в Абхазии – огнестрельного оружия на руках у населения. После грузино-абхазской войны оно осталось в семьях резервистов, потом и другие правдами и неправдами стали приобретать его. И вот какое наблюдение возникло в послевоенное время у гостей и организаторов свадеб (а ими время от времени становятся почти все жители Абхазии): у нас серьезно сократилось число пьяных драк на свадьбах, которые ранее, как и во многих других краях, частенько бывали. И вот то ли рост сознательности гостей на свадьбах, нежелание их доставлять неприятности, портить праздник хозяевам, то ли сдерживающая многих мысль о том, что выяснение отношений может перерасти в перестрелку, сделали эти самые драки редким явлением.
Что касается традиционной на Кавказе стрельбы в таких случаях в воздух, то тут все балансировало на грани. Да, бывали случаи легких ранений в результате небрежного обращения с оружием, о которых доподлинно знаю, но они не становились достоянием общественности, их старались замолчать, дабы опять же «не портить праздник» молодым и их родителям.
Как-то не так давно бурное обсуждение и осуждение в абхазском интернет-сообществе вызвал выложенный в Сеть видеоролик с парнем, который «на радостях» стрелял из автомата вверх в отрытый люк мчащегося автомобиля. Один по глупости стрелял, другой, как водится, по глупости выложил… Тогда все обошлось, просто стало предметом возмущения в обществе.
Но, как известно, бесконечное балансирование «на грани» рано или поздно заканчивается падением. Многие говорят, что в тот день проезд свадебного кортежа сопровождался стрельбой в воздух. И когда участники кортежа приехали в «Абырлаш» и расположились за столами, выяснилось, что кто-то еще не настрелялся.
И вот выдержки из вчерашнего сообщения пресс-службы МВД: «Установлено, что примерно в 18.30, во время проведения свадебного торжества в банкетном зале ресторана «Абырлаш» гражданин Хагуш Алхас, 1985 года рождения, произвел выстрелы из оружия неустановленного образца, после чего скрылся. Осмотром места происшествия изъяты три гильзы и одна пуля… Двое граждан, жители Сухума – женщина, 1980 года рождения, и мужчина, 1958 года рождения, после полученных огнестрельных ранений были доставлены в реанимационное отделение Республиканской больницы. Пострадавшая жительница Сухума была госпитализирована со сквозным огнестрельным ранением брюшной полости. Пациентке была проведена хирургическая операция. На сегодняшний день ее состояние оценивается как крайне тяжелое, но стабильное. Мужчина был доставлен в Республиканскую больницу с пулевым ранением шейного отдела позвоночника. После оказания первичной медицинской помощи, проведения диагностики и обследования пострадавший транспортирован на хирургическое лечение в отделение нейрохирургии 4-й городской больницы в городе Сочи. В результате проводимых оперативно-розыскных мероприятий в ночь на 23 сентября гражданин Хагуш был склонен к явке в правоохранительные органы. В настоящее время в отношении его проводятся следственно-оперативные мероприятия, и будет принято процессуальное решение о квалификации данного преступления. Расследование проводит СУ при МВД Абхазии».
А вот несколько комментариев на интернет-форуме: «Со слов женщины, обслуживавшей свадьбу, этот парень был уже хорошо выпившим. Сидя за столом на первом этаже, стал стрелять в потолок. Банкет проходил на двух этажах. Сделал несколько выстрелов. А так как строение это не капитальное, то перекрытие между первым и вторым этажами чисто символическое. Пули пробили этот потолок-пол и ранили женщину. Сидевшие рядом пытались выбить оружие, и он выстрелил уже вперед и ранил мужчину. Похоже, он плохо понимал вообще, что он сделал»; «Это существо еще и скрылось с места, его еще «склоняли» к явке! Ну, я надеюсь, у него нет претензий к пострадавшим!»; «Виноваты наши безответственность и вседозволенность. Необходимо полностью отменить все разрешения на ношение боевого оружия и сдать его на склад, если у хозяина оружия нет безопасных условий для хранения. По-другому безопасность людей не обеспечить»; «Хоть металлоискатели при входах на свадьбы, как в аэропорты, устанавливай».
Сегодня я побывал на месте стрельбы в ресторане «Абырлаш», расположенном на въезде в Новый район Сухума. Оглядел то место в его большом зале, где в субботу вечером разворачивалась трагедия. Но все сотрудники заведения, с кем удалось побеседовать, уверяли, что они в тот момент в зале отсутствовали и не видели инцидента.
Побывал потом в кабинете главврача Республиканской больницы Аполлона Гургулия. Он подтвердил информацию, которая до меня уже к тому времени дошла, – что сегодня в 8.30 утра доставленный в сочинскую больницу на реанимобиле Вадим Бигвава скончался. Говорят, что он, ветеран Отечественной войны народа Абхазии, был тамадой на этой свадьбе, пытался остановить открывшего беспорядочную пальбу, в результате чего у него оказались прострелены два шейных позвонка.
Что касается раненой женщины по фамилии Тыркба (по некоторым свидетельства, она стояла на втором этаже у перил, фотографировала происходящее внизу, тут ее и настигла пуля «стрелка»), то Гургулия сказал следующее:
«Состояние тяжелое, после операции, но выйдет она из этого состояния. Ранение сквозное, проникающее в живот. Краевое ранение печени, правой доли, желудка, селезенки, через брюшную полость – диафрагмы. И навылет – через грудную стенку. Конечно, кровопотеря была, когда ее доставили, тяжелая.
– Кто делал операцию?
– Оперировала дежурная бригада вместе с заведующим отделением Мавриком Чагава. Селезенку убрали, желудок ушили».
Активно обсуждаемую в интернете версию, что женщина была еще и беременная, главврач опроверг.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия