ПРАГА---В Ингушетии продолжается противостояние между тысячами противников обмена землями с Чечней, договор о котором накануне подписали главы республик Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров. С нами на прямой связи из Назрани наш коллега Тимур Акиев.
Вадим Дубнов: Тимур, что происходит сейчас?
Тимур Акиев: Пошли вторые сутки митинга, уже бессрочного. Митинг начинался как народный сход, чтобы оказать поддержку депутатам, голосовавшим 4 октября за ратификацию этого соглашения о границах между республиками Чечня и Ингушетия, а этот сход постепенно превратился в бессрочный митинг, который продолжается, и сегодня будет вторая ночь, которую митингующие проведут в Магасе.
Вадим Дубнов: Количество людей на площади не уменьшается по сравнению со вчерашним днем?
Тимур Акиев: Оно постоянно меняется в течение суток. Если максимальный пик наступает где-то к полудню, – сегодня он превысил пять тысяч людей, по разным оценкам, говорили и больше, и это было связано с тем, что в Магасе провели пятничную молитву, – то к вечеру, конечно, количество снижается, на ночь остаются до тысячи человек. Говорить о какой-то постоянной цифре мы пока не можем, она все время меняется, но колеблется в районе 3-5 тысяч.
Вадим Дубнов: Вчера противостояние принимало довольно экстремальные формы. Сегодня все прошло без каких-то форс-мажорных ситуаций?
Тимур Акиев: Вчера только один раз возникло такое обострение, когда глава республики попытался выйти к людям, а толпа агрессивно встретила главу, и это вызвало некую стычку, стрельбу в воздух. Но в целом вчера и сегодня митинг проходит спокойно, ни с чьей стороны никакой агрессии не происходит, все контролируется самими участниками митинга, и они в полном взаимодействии с силовиками. Если силовики говорят что-то сделать, отойти, очистить улицу или освободить проход, они подчиняются. Пока что никаких эксцессов не наблюдалось.
Вадим Дубнов: А как реагирует власть на это противостояние – идет ли она как-то навстречу, ведь все-таки и Конституционный суд принял решение о том, что необходим референдум, и сегодня было решение части депутатов о новом голосовании, – что происходит в политической части этого процесса?
Тимур Акиев: На самом деле пока власть никак не реагирует, т.е. больше попыток выйти и вступить в переговоры с митингующими предпринято не было. У митингующих есть три требования: пересмотр этого соглашения, проведение референдума и переголосование депутатов за тот документ, по которому они голосовали 4 октября, и третье требование добавилось вчера вечером – это отставка главы республики. К митингующим за эти два дня выходили только депутаты, и только те депутаты, которые голосовали против. На сегодняшний день таких депутатов насчитывается семь человек, которые вышли, поговорили, объяснили свою позицию. Это пока все. Единственное, что глава республики вчера вечером, подписывая данное соглашение, уже как бы ратифицированное парламентом, сказал, что правильность этого решения докажет время, и попросил всех, кто сегодня принимает участие в митинге, разойтись, не обострять и не провоцировать эту ситуацию дальше.
Вадим Дубнов: Тимур, я хотел бы вернуться немного к истокам этого противостояния. Что, собственно говоря, вывело людей на площадь: конкретная содержательная часть земельного обмена или сам факт того, что эти земли передали, не посоветовавшись с людьми?
Тимур Акиев: Я думаю, второе, что людей больше всего задело то, что с ними не посчитались, что им не объяснили, им не разъясняли, что собирается делать власть. Все это было сделано тайно, людей поставили перед фактом, и даже поставив перед фактом, четко не объяснили, где и как эти границы будут проходить, какие территории за кем закрепляются. Вот именно этот момент тайности, то, что людям четко не объясняют, и до сих пор большинство из тех, с кем я разговаривал, не понимают, где проходят эти границы, и что в итоге теряет или приобретает Ингушетия, – именно этот момент и создал ажиотаж.