После десятидневного заключения в цхинвальской тюрьме власти самопровозглашенной республики Южная Осетия сегодня освободили гражданку Грузии Майю Отинашвили. Вместе с ней был отпущен еще один гражданин Грузии. Освобождение женщины, матери трех несовершеннолетних детей, произошло перед началом очередного, 45-го раунда Женевских дискуссий. Этот единственный международный формат переговоров между Грузией и Россией был создан 10 лет назад, после августовской войны 2008-го.
«Прошу вас, потом как-нибудь вам все расскажу», – тихим и изможденным голосом тщетно пыталась уйти от вопросов журналистов Отинашвили. Спустя десять дней своих злоключений она наконец-то оказалась у себя дома в Хурвалети, увидела своих троих детей, мужа, родителей и близких. А опасения, что этого может долго не произойти, были велики.
Майю 29 сентября российские пограничники задержали на ее участке, возле разделительной линии, перевезли в Цхинвали, там ее обвинили в незаконном пересечении так называемой границы и еще в том, что она «в корыстных целях» помогала и другим в этом деле. А потом были допросы, Цхинвальский изолятор и тюрьма:
«Когда меня забрали силой, мне завязали глаза, сами они тоже были в масках. Сначала отвезли на базу, а потом в Цхинвали. Меня много не допрашивали, приносили какие-то бумаги, я не понимаю хорошо русского и подписывала их. На суде поверили тем, кто меня схватил, присудили месяц, а сегодня опять отвели в суд, присудили один год условно с испытательным сроком шесть месяцев. Это значит, что не должна совершить такое же преступление, а то посадят на год. Я на своей территории была, а они говорят, что я совершила преступление».
Майя, ее семья благодарят всех, кто в эти дни содействовал ее освобождению:
«Как будто Майя сегодня заново у меня родилась», – рассыпаясь в словах благодарности, говорит ее мама Галина Келехсаева.
А посредников действительно было много – и госструктуры, и миссия наблюдателей ЕС, и Комитет Международного Красного Креста, и даже спортсмены, футболисты и борцы. Последние также присутствовали при освобождении Майи в селе Эргнети, а потом в ее доме Хурвалети. Борец Тамаз Гегешидзе рассказал журналистам, что им помогли осетинские друзья-борцы:
«Нам нужно, чтобы в государстве нашим гражданам было хорошо. По дружбе можно сделать все, когда позвонишь другу, там переговоры уже не нужны, мы понимаем друг друга, мы борцы, знаем совсем другую дружбу, пусть никто не обижается».
Роль спортсменов в этом деле, как и в освобождении еще одного гражданина Грузии Акакия Дотиашвили, подтвердила и госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили. Она отметила, что сегодня на Женевских дискуссиях незаконное задержание граждан Грузии будет главным вопросом обсуждения:
«На абсурдность такой политики указывает и тот факт, что происходит гораздо больше задержаний тех людей, которые хотят из оккупированных территорий попасть на контролируемую Грузией территорию. Из-за политики колючих заграждений страдает гораздо больше людей, и этому нет оправдания, это направлено против людей. Наша задача, в том числе в формате переговоров, достичь того, чтобы эти люди могли свободно передвигаться в будущем».
Об освобождении Майи Отинашвили участники Женевских дискуссий узнали перед началом встречи. Тем не менее, как отметили представители грузинской делегации, большую часть двухдневной дискуссии они намерены посвятить именно вопросу незаконных задержаний граждан Грузии со стороны российских пограничников и ущемления прав населения, проживающего на территориях отколовшихся регионов. По словам замминистра МИД и главы грузинской делегации в Женеве Давида Дондуа, десять лет существования формата дает возможность по-другому посмотреть на важность этих встреч, которые сейчас испытывают большие трудности:
«Очень важны механизмы по предотвращению инцидентов и реагированию на них, которые обсуждаются в Гали и в Эргнети. Но на обоих направлениях есть проблемы, последние встречи были сорваны из-за высосанных из пальца причин, у них ничего общего с принципами работ данных механизмов. Россия, а вслед за ней Сухуми и Цхинвали стараются политизировать этот вопрос, чем подвергают большой опасности не только эти механизмы, но в целом женевский формат».
Российская сторона и представители де-факто республик выступают против создания Грузией «списка Отхозория-Татунашвили», а также требования Тбилиси наказать виновников в смерти граждан Грузии Гиги Отхозория, Арчила Татунашвили и Давида Башарули. Помимо этого Россия неоднократно выражала протест по поводу того, что Грузия отказывается подписать договор о неприменении силы с Сухуми и Цхинвали. Тбилиси готов это сделать, но только с Москвой. Несмотря на неоднократные срывы гальских и эргнетских встреч, а также безрезультатные раунды переговоров в Женеве, тем не менее стороны не отрицают важность данного формата.
В Женеве встречи проходят с октября 2008-го при посредничестве ЕС, ООН, ОБСЕ и США с участием представителей Грузии и РФ. Представители де-факто республик Абхазия и Южная Осетия на них присутствуют в качестве частных лиц. 9-10 октября пройдет 45-й раунд.