Последние три дня Южная Осетия переживала бензиновый кризис. Большинство заправок не работали, остальные с трудом справлялись с потоком автомобилистов, желающих получить топливо.
Последний бензиновый кризис наблюдался в Южной Осетии зимой, когда республика на четыре дня была обесточена из-за обрыва проводов ЛЭП. Бензин тогда был, просто не работали заправочные станции, все понимали и хоть как-то объясняли для себя ситуацию. Отсутствие в республике бензина в конце прошлой недели вызывало нескрываемое раздражение. Огромные очереди на тех заправках, которые, судя по всему, порционно выдавали свои стратегические запасы, и десятки вывесок «бензина нет» на остальных. Дефицит топлива наблюдался еще сегодня утром. Говорит житель Цхинвала Владимир:
«Я вчера на заправку заехал, то есть когда у меня закончился бензин, тогда и спохватился. Ну, на нескольких заправках просто все было выключено. На тех заправках, где есть бензин, очередь была, машин 15-20 стояли, я не стал спрашивать даже, стоять. Конечно, это ненормальная ситуация. Просто непонятно, то ли для всех заправок существует один поставщик, то ли таможню закрыли, непонятно. То есть для меня не особо критична эта проблема, я и пешком могу ходить, но кому-то бензин просто необходим».
ГСМ, как и электроэнергия, поставляется в Южную Осетию из Российской Федерации. Их завозом и удовлетворением потребностей населения и предприятий занимаются как частники, так и специальное ведомство – «Югосетнефтепродукт». Унитарное предприятие «Югосетнефтепродукт» в 2014 году заключило специальный договор между госпредприятием и компанией «Роснефть», получив статус уполномоченного импортера нефтепродуктов из России в республику. Четыре года назад эти договоренности были встречены на «ура», так решали проблему бесперебойной поставки качественного продукта.
На днях Министерство экономики республики рапортовало о том, что Россия и Южная Осетия согласовали объем беспошлинных поставок российских нефтепродуктов в республику уже на следующий, 2019 год. Согласно тексту соглашения, «таможенные пошлины при вывозе из РФ на таможенную территорию Южной Осетии российских нефтепродуктов не применяются. При этом объемы беспошлинных поставок определяются ежегодно». По словам министра экономики Геннадия Кокоева, которые приводят государственные СМИ, в 2019 году объемы беспошлинных поставок из России в Южную Осетию бензина марки АИ-92 составят восемь тысяч тонн, дизельного топлива – тысячу сто тонн. «Этих объемов достаточно, чтобы в полной мере удовлетворить годовую потребность республики в указанных нефтепродуктах».
По российским меркам объемы поставок и потребности в топливе в республике совсем небольшие, поэтому любая проблема, связанная с перебоями, всегда вызывает вопросы в обществе.
Сегодня же глава унитарного предприятия «Югосетнефтепродукт» Сослан Джигкаев объяснил бензиновый кризис выходных дней: «Бензина не было из-за задержек, связанных с отправкой вагонов с топливом, хотя заказ мы оплатили вовремя. Поставщики аргументировали это несогласованностью с железнодорожными перевозками».
Источник на предприятии подтвердил «Эху Кавказа», что «Роснефть» действительно идет на нарушения договоренностей, срывая сроки поставок: «То есть мы перечисляем вовремя все деньги, в три рабочих дня все нюансы, связанные с поставками и логистикой, должны решаться, однако порой и спустя 10-12 дней Роснефть не может решить эту проблему». По словам моего собеседника, даже на попытки пригрозить им судом ответом звучит всегда: подавайте!
Кроме того, если верить источнику, к Роснефти сейчас привязаны и частные завозчики топлива, то есть в Южной Осетии фактически существует монополия, один поставщик, который диктует свои условия и слабо реагирует на аргументы и наличие проблем. Получить по этому поводу комментарий у министра экономики «Эху Кавказа» сегодня не удалось.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия