Предприниматели, занимающиеся транспортировкой нефтепродуктов из Грузии в Армению, заявили о коррупции и протекционизме, царящих в этой отрасли. Главные бенефициары, по их мнению, – российские компании.
На сегодняшней пресс-конференции было заявлено, что перевозки нефтепродуктов из Грузии в Армению до мая 2018 года были монополизированы по обе стороны границы. После «бархатной революции» в Армении новый премьер Никол Пашинян объявил войну монополиям, после чего бизнес получил относительную свободу. Однако ситуация осталась неизменной в Грузии, где местная ЖД блокирует любые попытки бизнеса транспортировать топливо из других стран в Армению. Исключение делаются лишь для двух российских структур, которые монопольно осуществляют экспорт топлива из России в Армению. Это дочерняя компания «Роснефти» Petrocasenergy и «Лукойл».
Деструктивные действия ГЖД противоречат заявленным планам правительства по превращению Грузии в транспортный хаб, заявил на сегодняшней пресс-конференции исполнительный директор НПО HUB Georgia Васо Урушадзе:
«Когда перевозчики обращаются с конкретным заявлением по поводу железной дороги, то ее руководство без объяснения причин блокирует транспортировку грузов. Своим бездействием они способствуют интересам монополистов, нанося государству значительный финансовый ущерб. Приходится констатировать, что ГЖД погрязла в коррупции».
На пресс-конференции были озвучены конкретные факты, наглядно свидетельствующие о существующих в этой сфере порядках. Представители компаний заявили, что у них заключены контракты с ГЖД на перевозку грузов, нефтепродукты завезены в Грузию, но их транспортировка заблокирована по вине железнодорожников.
Учредитель армянской компании AG Fuel Пайлак Урусян рассказал о протекционизме, царящем в этой сфере:
«После «бархатной революции» я решил наладить бизнес. Заключил контракт с моими партнерами в Грузии. Я никак не мог предположить, что здесь создадут преграду, полгода не можем вывезти отсюда наш товар. Чего они хотят? Насколько я понял, есть какие-то компании, к примеру, «Роснефть», на которую я должен работать. А я хочу завозить более качественное топливо из европейских стран, я не хочу с ними («Роснефтью») работать».
Директор Crossline Logistics Лаша Парулава также говорит о препятствиях, которые создаются в пользу «Роснефти» и «Лукойла»:
«Второго июня мы заключили соглашение с ГЖД о ежегодных перевозках 40 тысяч тонн нефтепродуктов. На основании этого контракта мы оформили соглашение с армянскими партнерами и получили предоплату на транспортировку топлива из Батуми в Армению. После этого начались проблемы. ГЖД заявила нам, что готова к транспортировке, но будто бы армянская ЮЖД отказывается принимать груз. После этого ГЖД игнорирует десятки наших письменных запросов, чем ставит нас в тяжелое положение. Мы призываем компетентные органы незамедлительно изучить этот вопрос».
Аналогичная история приключилась с основателем David & Company Давидом Долидзе, который также заключил контракт с партнерами из Армении. Большая часть топлива завезена в Грузию, однако в ГЖД никак не реагируют на запросы компании:
«Никаких писем, никаких звонков, там словно все испарились. Пришлось нам пойти в их офис, где также никого не смогли обнаружить. Нам говорили, что кто-то в отпуске, кто-то в командировке и на совещании. На это ушло два дня. Мы не получили ни отказа, ни подтверждения, чтобы хотя бы понять, что происходит».
Примечательно, что представители ГЖД никак не комментируют ситуацию, несмотря на неоднократные жалобы предпринимателей. Молчит и премьер Мамука Бахтадзе, до назначения на этот пост занимающий должность главы ГЖД.