7 ноября исполняется год с задержания полковника СВР Георгия Кабисова. Это дело стало одним из самых громких в Южной Осетии за последние несколько лет. С ноября 2017 года в обществе следят за захватывающим сюжетом, но спустя год развязки все еще не видно.
Благополучная жизнь экс-министра и действующего полковника СВР Южной Осетии Георгия Кабисова в одночасье изменилась 7 ноября 2017 года. Год назад силовики провели громкую операцию по его задержанию, устроив, по словам многочисленных свидетелей, яркое представление. В нем было все: люди в масках в центре Цхинвала, обыски, наручники, исчезновение задержанного на сутки по дороге из прокуратуры в КГБ. Официально прокуратура республики заявила о задержании экс-министра после того, как весь Цхинвал уже эмоционально обсуждал эти события. Сам Кабисов впоследствии заявлял, что его кинули в подвал КГБ, не предоставив даже еды и постельного белья. Все это действо проводилось без санкции суда.
После показательного задержания Кабисова и вызванного этим общественного резонанса, казалось, что у правоохранителей должны были быть неопровержимые доказательства его вины, задержание продлится недолго, а жители Южной Осетии вот-вот получат ответы на все вопросы.
Однако за прошедший год вопросов накопилось больше к тем, кто устраивал эту акцию. Во время судебных слушаний терялся в догадках и сам подозреваемый, выдвигая о причинах задержания одну версию за другой: война КГБ и СВР, политическая подоплека – месть новой власти за инакомыслие, попытка достать через разбирательство бывшего президента Эдуарда Кокойты. Удивительно, но подсудимый никак не связывал уголовное дело с первопричиной – заявлением бывшего подчиненного по Министерству связи Валерия Кочиева, который обвинил Кабисова в превышении должностных полномочий.
За год было сделано и два громких фильма-разоблачения про полковника СВР, правда, показанные раз, они не сохранились даже на официальном сайте местного телеканала. На днях адвокат Кабисова Вадим Фидаров заявил, что прокуратура предъявила его подзащитному обвинения по 8 статьям УК РФ и продлила содержание под арестом до 7 января 2019 года:
«Что это за статьи?
– Разные: взятки, вымогательства взяток, хранение оружия, легализация имущества, нажитого преступным путем, злоупотребление своим служебным положением. Но у них ничего нет. Это все надувное».
По словам Вадима Фидарова, большинство показаний свидетелей обвинения на последнем судебном заседании прозвучали в пользу его подзащитного.
Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати говорит, что вместо показательной борьбы с коррупцией власть получила репутационные издержки:
«Я не знаю юридических тонкостей этого дела, но как активный человек, который интересуется общественными настроениями в Южной Осетии, в том числе этим делом, скажу так: по-моему, власть получила противоположный результат, потому что, вместо борьбы с коррупцией, она показала, что задержала человека, реально ему предъявить ничего не могут. Насколько я знаю, идет суд, но реально власть только опозорилась и заработала себе минусовые очки».
По мнению Цхурбати, расчет власти был в том, что Георгий Кабисов быстро сломается и согласится на все, но этого не произошло. Продолжает Тимур Цхурбати:
«Более того, содержать такого человека, как Георгий, под стражей, нести расходы по его содержанию, я понимаю как грубый наезд на человека: вот его посадили и издеваются над ним, потому что понятно, что этот человек никуда не убежит. У нас есть аналогичный пример – Тигиев Владимир, который был задержан по делу нефтебазы. Его тоже задержали, отпустили, взяли подписку о невыезде. Все нормально, он находится в городе, ведутся следственные действия, человек у себя дома, никого не унижают. Зачем в нашем маленьком обществе настраивать людей друг против друга? Вот это все очень негативно сказывается на имидже республики, на имидже правоохранительных органов. Надо это все как-то исправлять. Как? Им лучше знать».
«Эхо Кавказа» поинтересовалось и мнением Тимура Цхурбати о том, почему столь резонансное дело остается вне внимания парламентариев, политиков, большинство из которых хорошо знали Кабисова лично:
«С депутатами я думаю все ясно и так: это парламент, который однозначно выполняет указания одного человека, это парламент «Единой Осетии». Поэтому ждать комментариев от него не приходится. Лично мне Георгий импонирует тем, что он один из немногих из команды предыдущих не убежал никуда, не уехал из этого города. Более того, насколько я знаю, создал семью, дети у него здесь, живет здесь. Это же надо ценить. В нашей маленькой республике, где каждый человек на счету. А их, его и его семью, фактически выдавливают из республики».
Сейчас, продолжил он, ситуация с Кабисовым напоминает сюжет осетинской пословицы: кто-то поймал черта, а теперь не знает, как его отпустить.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия