На фоне предстоящего второго тура президентских выборов в Грузии ноябрьские события одиннадцатилетней давности приобрели особую остроту. В течение дня представители правящей «Грузинской мечты» говорили о недопустимости победы кандидата от «Нацдвижения» Григола Вашадзе. Свою версию отстаивали представители бывшей партии власти.
Слово «ошибка» депутат от «Европейской Грузии» Отар Кахидзе считает слишком мягким, чтобы описать действия властей времен Михаила Саакашвили в день жесткого разгона оппозиции. Юрист по образованию, бывший замминистра юстиции при правлении «Нацдвижения» Кахидзе считает действия властей «тяжелейшей, фатальной ошибкой», но и сегодня не видит в них признаков уголовного преступления.
А что оставалось делать властям? – в таком духе оценивает события одиннадцатилетней давности глава парламентской фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:
«7 ноября (2007) и в мае (2011) проспект Руставели был перекрыт три месяца, стояла вонь, улица была превращена в мусорную свалку – там были размещены 150 палаток. Пьяницы и наркоманы, которые находились там вместе с политиками в течение трех месяцев, парализовали главную улицу страны».
Для депутата от «Грузинской мечты» Нино Цилосани, которая сегодня вместе с Романом Гоциридзе присутствовала на заседании парламентского комитета (по вопросам экономики), его сегодняшние слова стали доказательством того, что «Нацдвижение» не раскаивается в содеянном. И теперь, по мнению Цилосани, тем, кто в первом туре проголосовал за оппозиционного кандидата Григола Вашадзе, во втором туре должно быть стыдно сделать тот же самый выбор.
Сам Григол Вашадзе на своей фейсбук-странице назвал те события «тяжелейшей ошибкой предыдущих властей и уроком для всех последующих правителей».
А кандидат «Грузинской мечты» Саломе Зурабишвили выложила свое фото, снятое 7 ноября 2007 года. Она, как один из лидеров оппозиции, требующая отставки президента Михаила Саакашвили, тогда была на проспекте Руставели.
«Борьба продолжается», – написала сегодня под этим фото Саломе Зурабишвили.
По обыкновению активный в эти дни в соцсетях Михаил Саакашвили сегодня никаких заявлений не делал.
«У всего есть объяснения, предусловия, но 2007 года 7 ноября мы допустили ошибку. Извините», – написал в соцсетях бывший мэр Тбилиси, лидер «Европейской Грузии» Гиги Угулава.
О прощении речи быть не может, считают в стане правящей «Грузинской мечты». Тем более, когда впереди второй тур президентских выборов, и в нем независимому кандидату, поддерживаемому властями, оппонирует кандидат от «Нацдвижения». И об этом напомнил спикер парламента Ираклий Кобахидзе:
«Это был день, когда «Нацдвижение» повернулось к обществу своим жестким лицом. С тем же лицом «Нацдвижение» ходит по сей день. Тогда народ боролся за демократию, и эта борьба увенчалась успехом в 2012-м».
Тогда «Грузинская мечта» пришла к власти. Но, по мнению оппонентов, правящая партия не смогла извлечь уроки из недавней печальной истории. Депутат от «Европейской Грузии» Элене Хоштария перечисляет, какие именно:
«Эта власть вынесла такой урок: можно попирать права человека ровно в том же месте, на проспекте Руставели, отбирая и разрывая палатку Зазы Саралидзе. Можно снова грозить обществу гражданским противостоянием, бороться с телекомпанией «Рустави 2». Как была наказана за такие действия прежняя власть, которая параллельно делала много хорошего, точно так же должна быть наказана и эта власть. И все будущие правительства должны помнить: нужно бороться с проблемами, а не с людьми. И второе – нельзя нарушать права человека».
Сегодня многие наблюдатели вспоминали, что судебный процесс по делу о разгоне митинга 7 ноября, погроме телекомпании «Имеди» и незаконном захвате имущества Бадри Патаркацишвили очень затянулся. Судебный процесс начался в 2014-м, главными фигурантами дела являются третий президент Михаил Саакашвили, экс-министры МВД – Вано Мерабишвили, юстиции – Зураб Адеишвили и обороны – Давид Кезерашвили, а также бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава. И хотя сегодня Угулава извинился, судебный процесс он считает политическим фарсом. С ним не согласна правозащитница Лия Мухашаврия:
«К сожалению, прошло уже 11 лет, и мы до сих пор не видим, кто является ответственным лицом, привлеченным к правосудию за те тяжкие нарушения фундаментальных прав, которые имели место именно в этот день. То, что возбуждено уголовное дело и якобы идет расследование, – не дает особых поводов для надежды и оптимизма».
У Лии Мухашаврия есть свое предположение, почему затягивается расследование событий одиннадцатилетней давности:
«Мне кажется, что сегодняшние власти как бы не отрицают тех методов, которые тогда были применены. И если им понадобится, они тоже пойдут на это. У нас пока складывается очень печальная традиция: общество идет впереди правительства и политических сил, которые приходят к власти».
Мухашаврия делится и другим наблюдением: как обычно, грузинские власти не учатся на ошибках предыдущих, да и на своих тоже.