Accessibility links

Бронзовый Искандер на скамейке у моря


После ухода Фазиля Искандера в абхазском обществе развернулись дискуссии о том, где и какой памятник воздвигнуть ему в Сухуме
После ухода Фазиля Искандера в абхазском обществе развернулись дискуссии о том, где и какой памятник воздвигнуть ему в Сухуме

Недавно в кабинете министров Абхазии состоялось заседание государственной комиссии по монументальному искусству под председательством премьер-министра Валерия Бганба. Комиссия, в частности, одобрила проект памятника Фазилю Искандеру, разработанный скульптором Виталием Джения. Памятник будет установлен напротив Абхазского драматического театра, между набережной и морским парапетом. По замыслу автора, скульптура будет изображать писателя, сидящего на садовой скамейке, лицом к театру и фонтанам перед ним. Причем место на скамейке слева от него свободно, так что, наверное, многие пришедшие к этому памятнику будут садиться рядом со скульптурным изображением писателя и делать фотографии на память.

После того как мы договорились с Виталием Викторовичем об интервью, я прочел публикацию о нем искусствоведа Азы Аргун в вышедшей три года назад книге ее очерков «Художники Абхазии» и узнал, кстати, откуда у него прозвище «Босс», которое давно слышал. Оказывается, когда он, уроженец села Ачандара, в 1970 году, уже после службы в армии, поступил учиться в Сухумское художественное училище, то все однокурсники оказались его намного младше и уважительно называли «боссом». И, как это часто у нас бывает, прозвище закрепилось с юных лет навсегда. А впоследствии, думаю, оно оказалось еще и созвучно должности председателя Союза художников Абхазии, которую он занимал в 2001-2011 годах. Добавлю к этому, что, как я узнал при нашей сегодняшней встрече, Виталий – член Союза художников не только Абхазии, но и России, член-корреспондент Международной академии по культуре и искусству.

Бронзовый Искандер на скамейке у моря
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:12 0:00
Скачать

Начался же наш разговор с моих рассуждений о том, что после ухода из жизни 31 июля 2016 года всемирно известного писателя, «певца Абхазии» Фазиля Искандера в абхазском обществе тут же развернулись дискуссии о том, какую улицу в Сухуме его именем назвать (пока это так и не решено), где и какой памятник ему в столице Абхазии воздвигнуть. На мой вопрос о том, сразу же ли он загорелся идеей принять участие в конкурсе, изначально у него было это намерение или нет, мой собеседник неожиданно для меня ответил отрицательно:

«Честно говоря, нет. Когда объявили конкурс, мы заседали в кабмине, комиссия по монументальному искусству, и там бывший премьер нам сказал: «Один знаменитый скульптор в России хочет сделать памятник Искандеру. Все расходы берет на себя Затулин». И тут вот объявляется конкурс. То есть, получается, формально. Если уже все решено, зачем принимать участие в этом конкурсе? Но потом Владимир Зантариа мне говорит: «Слушай, ты давай тоже начни». Ну, тогда я подумал и решил принять участие».

В итоге Виталий Джения оказался единственным участником и победителем конкурса. Что касается места для установки памятника, то его определяли коллективно. Группой, в которой, кроме него самого, были советник президента Абхазии по культуре Владимир Зантариа, министр культуры и охраны историко-культурного наследия Эльвира Арсалия, архитекторы, художники, осмотрели площадку перед Русским театром драмы, носящим имя Искандера, площадку на месте снесенного деревянного здания маленькой библиотеки на берегу моря, в эвкалиптовом сквере (будучи школьником, Фазиль участвовал в посадке там саженцев эвкалиптов, что потом описал в своей прозе). Но в эти места, считает Джения, памятник не вписался бы. Во втором случае – потому что он бы затерялся на фоне вымахавших на огромную высоту эвкалиптов.

Остановились в итоге на месте у Абхаздрамтеатра. Оно людное, и вокруг него, в обе стороны по набережной, говорит Джения, установлены в последние годы три небольшие скульптуры работы художника и скульптора Архипа Лабахуа, изображающие персонажей искандеровской прозы – Чик с курицей, его соседка девочка Ника с патефоном и Тачкум (вообще-то это герой абхазского фольклора, но и Искандер о нем писал). И сам Фазиль Абдулович, приезжая из Москвы в 70-80-е годы, часто бывал здесь. Виталий Джения говорит:

«Ну, насколько мы были с Фазилем близкие... Каждый год, когда он сюда приезжал, мы встречались, ездили – то на Рицу, то... Ну, очень близко были знакомы. И излюбленное место его – или наверху на «Амре», или на «брехаловке», туда приходил, общался с людьми».

«Верхняя палуба», как называл ее Искандер, построенного на сваях над морем ресторана «Амра», – это место, многократно им воспетое в его произведениях. А брехаловка – так до войны в народе называли другое место, а не то, что сейчас, у бывшего малого морского причала.

Задумка сделать скульптуру писателя максимально приближенной к людям мне пришлась по душе. Ведь он и в жизни был таким – очень демократичным, общительным, а не писателем-чинушей, завсегдатаем президиумов. Такой памятник уже этим будет выделяться среди обычных. Но возникли у меня и опасения – при воспоминаниях о разных маргинальных личностях с наклонностями вандалов, которых хватает повсюду на Земле. Вот и в Сухуме в свое время обсуждалась скандальная фотосессия неких девиц, которые позировали на памятнике Махаджирам (писал об этом на «Эхе Кавказа»). И сам я как-то видел туристов, фотографировавших детей на коленях скульптуры Дмитрия Гулиа... А года три назад пьяная компания, по свидетельству очевидцев, повалила и повредила скульптурную фигурку Тачкума... Вглядевшись потом в эскиз, сделанный Джения, я увидел, что рядом с фигурой Искандера на скамье лежат какие-то предметы, то есть сфотографироваться можно будет все же на определенном расстоянии от нее, исключающем амикошонство, не «в обнимку». Ну, и вообще, как сказал Джения, если постоянно думать о неадекватных личностях, которые встречаются в мире, тогда ничего делать не захочешь.

Кстати, самой выдающейся скульптурой в Абхазии Виталий Джения считает именно упомянутый памятник Махаджирам работы Геннадия Лакоба. В ближайшем будущем неподалеку от него, на набережной, напротив сожженного в войну здания АбНИИ будет установлен памятник многолетнему директору этого института историку Георгию Дзидзария работы того же мастера, живущего ныне в Гродно.

Зашел у нас с Виталием Джения и разговор о других проектах, которые обсуждались на последнем заседании комиссии по монументальному искусству. Был одобрен проект мемориального сооружения скульптора Руслана Габлия. Оно символизирует начало Отечественной войны народа Абхазии, и его планируют установить у Красного моста в Сухуме. На конкурс по созданию памятника Герою Абхазии Мушни Хварцкия на его могиле в селе Лыхны были вынесены два проекта: первый – скульптора Руслана Габлия и архитектора Тамары Лакрба, второй – народного художника России Салавата Щербакова. На заседании комиссии также одобрили проведение открытого конкурса на установку памятника второму президенту Абхазии Сергею Багапшу – в Сухуме, на площади его имени, и в Очамчыре. Обсуждался вопрос об установке в Сухуме памятников политическому деятелю Николаю Акиртава и, возможно, другим репрессированным деятелям.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG