Представитель МИД Ирана Бахрам Кассеми высказал претензии Грузии из-за депортации из страны около 200 граждан Ирана. Как подчеркнул иранский дипломат, некоторые не смогли въехать в Грузию, несмотря на наличие «заслуживающих доверия документов». Он пообещал обсудить с грузинской стороной этот вопрос.
Динамика посещений Грузии гражданами Ирана в нынешнем году не очень изменилась по сравнению с предыдущим, однако депортации иранцев приняли интенсивный характер за последние месяцы.
В прошлом году Грузию посетили 323 тысячи граждан этой страны, что сопоставимо со статистикой поездок граждан Евросоюза (320 тысяч человек). Согласно данным МВД, предоставленным по запросу «Эха Кавказа», в прошлом году в посещении Грузии было отказано 169 иранцам, а за 10 месяцев текущего года эта цифра выросла более чем в десть раз – 1949 человек. Однако интенсивность депортаций возросла после августа – 1258 человек, что, впрочем, не превышает 1,3% от общего количества иранских визитеров (93 825 человек).
Востоковед, профессор Университета Ильи Георгий Саникидзе увязывает факт учащения депортаций иранцев с некоторыми изменениями таможенных правил:
«Из-за тяжелой экономической ситуации в Иране многие предпочитают перебираться в Грузию. На это есть ряд причин: в отличие от Ирана, в Грузии действует либеральное налоговое законодательство, позволяющее вести свободный бизнес, к тому же между государствами нет визового режима, и, учитывая сравнительную географическую близость, для все большего числа иранцев Грузия является своеобразным оазисом».
Однако в этих безвизовых отношениях присутствует один нюанс, уточнил эксперт. На территории Грузии гражданам Ирана разрешается находиться не более 45 дней, после чего они должны вернуться в Иран на определенный период:
«Часто они формально пересекают границу соседних стран и тут же возвращаются обратно, так как имеют здесь бизнес. Раньше на это смотрели сквозь пальцы, но в последнее время грузинская сторона стала более внимательно подходить к таким случаям. По моей информации, несмотря на громкие заявления иранской стороны, посольство этой страны в Тбилиси работает в режиме повышенной нагрузки в связи с наплывом желающих получить вид на жительство в Грузии. Поэтому речь тут идет не о простых туристах, а о людях, принявших твердое решение обосноваться в Грузии».
Аналитики считают, что многочисленность иранских мигрантов вынуждает правительство Грузии ужесточать миграционное законодательство. В частности, финансовый ценз для получения «инвестиционного» вида на жительства будет поднят в 2,5 раза – до 300 тысяч долларов. Также будут введены механизмы, не позволяющие отозвать средства обратно – будет выдано пятилетнее разрешение на жительство с обязательным оборотом в 120 тысяч лари в год и обязательным его документированием. В противном случае вид на жительство будет отменен. Поправки уже поступили в парламент, и эксперты считают, что некоторые иранцы спешат до их принятия получить вид на жительство.
По мнению политического и военного аналитика Амирана Салуквадзе, поправки способны упорядочить миграционную политику Грузии:
«Грузия является привлекательным государством для жителей некоторых государств. Поэтому власти заняты поиском баланса, чтобы, с одной стороны, не изолировать страну, а с другой – не принимать решений, подрывающих ее безопасность».
Вместе с тем аналитик исключил ужесточение контроля грузинских границ на фоне ужесточения американо-иранской риторики.
«Не думаю, что последняя депортация иранских граждан как-то связана с тем, что США на днях осудили испытание баллистических ракет иранской стороной. Грузия является стратегическим партнером США, но я не вижу связи между этими событиями. Наверняка у спецслужб были обоснованные претензии», – резюмировал Амиран Салуквадзе.
Впрочем, согласно статистике МВД Грузии, абсолютным рекордсменом по количеству депортированных граждан является Индия. За неполные три года этим мерам подвергались около четырех тысяч граждан этой страны.