Ровно месяц назад, 20 ноября, в публикации «Тяжела ты, слишком легкая продовольственная корзина…» я рассказал на «Эхе Кавказа» о том, как за два дня до этого, последовав примеру нашумевшего в российских СМИ эксперимента депутата Саратовской областной Думы Николая Бондаренко, решил попытаться прожить месяц на сумму, которая соответствует продовольственной части нашего месячного прожиточного минимума. (Напомню, что в Саратовской области она равна 3 500 российским рублям, а в Абхазии больше – 4 600, наверное, в силу более реалистичных подсчетов.) А также пообещал, что о результатах своего эксперимента доложу нашей аудитории во второй половине декабря.
И вот 18 декабря закончился этот месячный эксперимент. Сразу, забегая вперед, скажу, что он у меня с треском провалился. Но не потому, что в какой-то момент не выдержал, почувствовав, что не хватает килокалорий, испытываю слабость и т.д., как жаловался в СМИ по ходу своего эксперимента Николай Бондаренко. Причина в другом. В моей публикации месяц назад было сказано: «Надеюсь, месяц я вытяну. А вот год... Как писала на эту тему одна абхазская коллега, «прожить на прожиточный минимум в Абхазии можно, если разругаться со всеми родственниками, а именно так и произойдет, если игнорировать свадьбы, похороны, отгородиться от друзей, перестать ходить на дни рождения и в рестораны...»
Но месяц тоже вытянуть не удалось – по описанным коллегой причинам. (Конечно, понятно, что она высказывалась от имени среднестатистического жителя Абхазии, а не от имени, скажем, совершенно одинокой старушки-пенсионерки, которой подобные расходы не грозят.) Нет, можно было, конечно, ради эксперимента отгородиться от всех подобных контактов, но, право слово, не стоила игра свеч… Ладно, давайте в хронологическом порядке.
Итак, утром 18 ноября я съездил в магазин у рынка, известный сухумцам самыми низкими ценами на продукты питания. Купил: десяток куриных яиц за 59 р., буханку хлеба за 21 р., пачку сливочного масла «Вологодское», 180 гр., за 85 р., пачку макарон, 450 гр., за 34 р., пачку гречневой крупы, 700 гр., за 26 р. А на рынке добавил к этому набору по килограмму яблок за 80 р. и картошки за 35 р. Итого -306 рублей. В последующие дни прибавлял к рациону рисовую кашу, отварную говядину (1 килограмм за 350 рублей решил растянуть на неделю).
В общем, расходовал в день по 100-200 рублей и чувствовал себя вполне сносно. Но в один из дней жена позвала соседскую семью на обед «а ля рюсс» – отварной картофель, селедка, пиво «Хамовники» – и я не устоял, присоединился. Через день нагрянули гости, причем такие, которые просто не поняли бы, если бы я уклонился от застолья с ними: от вина, мамалыги с сыром, копченого мяса и пр.
Что касается свадеб, то приступил к своему эксперименту, зная, что в предстоящий месяц у меня нет приглашений на них. Кстати, вопрос: почему сел на «министерскую диету» в воскресенье? Да потому что в субботу, 17 ноября, был на свадьбе и решил, что называется, «надышаться перед смертью». И «на прощание» испробовал там и семги, и красной икры, и молочного поросенка, и роллов…
В последние годы в Абхазии можно, пожалуй, констатировать: борьба с так называемыми многолюдными свадьбами, которая велась у нас столько лет, сколько я себя помню, окончательно проиграна. Ни постановления в советские десятилетия партийных органов о «борьбе с вредными обычаями и традициями» с последующей массированной агитработой, ни послевоенные, уже в независимой Абхазии призывы властей и СМИ к отказу от свадебных застолий, доходящих до тысячи человек и даже зашкаливающих за эту цифру, так и не изменили здесь ситуацию. И это при том, что многие по-прежнему стонут от непосильных расходов, когда в небогатую семью в течение свадебного сезона приходит до десятка приглашений (и тут каждый раз 3-5 тысяч рублей вынь да положь), что на столах остается много несъеденного, вплоть до того, бывало, что испортившиеся в теплую погоду торты со столов вывозили тачками на корм свиньям. Но «гипертрофированные» свадьбы – это, видно, такой замкнутый круг, из какого уже не выбраться. Это ведь и «долги», которые из поколения в поколение многие семьи отдают друг другу, и обиды тех, порой едва знакомых, которые считают, что их должны были пригласить, и то, что для большинства устроителей свадеб они превратились в коммерческий проект. Плюс неумирающая ярмарка тщеславия…
Но, помимо свадеб и неминуемых избыточных трат, которые они влекут, в последние годы распространилась и такая статья расходов, как взаимное хождение на дни рождения. В старые времена абхазы не отмечали дни рождения, но в двадцатом веке постепенно втянулись. И вот сейчас у нашей семьи сложился круг (соседи, друзья, родственники) из человек 25, включая детей, которых мы приглашаем на дни рождения и сами ходим на их дни рождения. Поскольку самый практичный подарок – деньги, то каждая семья, приходя в гости, дарила обычно по 2 тысячи рублей, сейчас уже дарит по 3 тысячи. Однако собранная таким образом сумма не покрывает обычно расходов устроителя, если приглашаешь гостей в ресторан или кафе. Если накрываешь стол дома, то, да, может покрыть, но для хозяек это утомительно. В общем, в какой-то момент многие из нас почувствовали себя пленниками этой ситуации, тем более что упомянутый «круг» имеет тенденцию к расширению. С одной стороны, слишком частые (это же в среднем раз в две недели, не считая прочих праздников) обильные возлияния и чревоугодие начинают утомлять (не всех их участников, но меня точно), с другой – начинает не хватать денег на необходимые покупки для дома… И вот недавно очередная именинница из нашей компании сказала: «В этом году я не смогу пригласить на застолье». И кое-кто среди нас собирается последовать ее примеру. Возможно, это выход. Но дни рождения детей, которым это эмоционально очень нужно, устраивать, безусловно, будут все.
По моим наблюдениям, таких «компаний» вокруг сложилось немало. Недавно от одной женщины услышал очень схожую историю:
«Эта ситуация: «ты – мне, я – тебе» на дни рождения – мне хорошо знакома. Как раз наш «клуб» – 25-27 человек получается. И вот как-то я всех обзвонила и сказала: «Через два дня – мой день рождения. Я вас прошу: можете позвонить и поздравить, можете прийти – тортик у меня в любом случае будет, но без подарка, без ничего, пожалуйста. И я, начиная с этого дня, поздравляю с днем рождения с подарками только ваших детей. Взрослых так поздравлять не буду, у меня не получается. Послезавтра хотите – позвоните, хотите – приходите, но без подарка. Кто подарок принесет, я с тем разговаривать не буду». И все! Они между собой продолжают все это дело. Мне только звонят. И порой жалуется: «Ой, завтра у … день рождения, как мне это надоело!». Я говорю: «Ну, сделайте так же, как и я. Что вам мешает?»
Сам я решил отныне праздновать свои дни рождения с застольями только по круглым датам, но когда тебя приглашают, как не пойдешь? На одно такое застолье пришлось пойти и в течение минувшего месяца. А еще появилось одно неожиданное приглашение на свадьбу – в субботу 15 декабря. Наша семья на нее не поехала в связи с занятостью другими делами, но три тысячи рублей мы все же передали через знакомых в качестве материальной помощи молодым, как делают обычно те приглашенные, кто не мог сам попасть на эту свадьбу. А в воскресенье 16 декабря поехали в другую сторону – на похороны моего дальнего родственника в село Агу-Бедия Ткуарчальского района. Там я внес в качестве матпомощи тоже три тысячи рублей, но здесь уже за поминальный стол, конечно, сели.
Словом, частично, по несколько дней, я не раз спокойно «укладывался в смету», но в целом за месяц не уложился.
И напоследок – такие наблюдения. В ходе эксперимента Николая Бондаренко в российских СМИ и соцсетях появилось немало рассуждений на тему минимальной продовольственной корзины. При этом не раз высказывалась непонятная мне агрессия против… тех ученых и статистиков, кто занимается выведением соответствующих цифр. Авторов гневных критических комментариев возмущает то, что эти цифры слишком низкие. Да, они слишком низкие по сравнению с принятыми в странах с гораздо более высоким уровнем ВВП на душу населения. Безусловно, можно было бы «нарисовать» цифры минималки, как в Германии, Франции, Швеции и др., и радоваться им. Только какой в этом смысл? Или вообще не заниматься составлением подобных данных, чтобы не раздражать недовольных?
А в Абхазии в ходе моего неудавшегося эксперимента мне рассказали об одинокой сухумской старушке-пенсионерке – любительнице красной икры. Ее единственный доход – российская пенсия в 12 тысяч рублей в месяц. Эту сумму ей приходится тратить и на питание, и на одежду, и на прочие нужды. Так вот, разумно строя расходную часть своего личного бюджета, она умудряется время от времени покупать баночку красной икры и делать бутерброды с ней в течение нескольких дней.
Уверен, что разумно строить свой бюджет надо всем – и малоимущим, и людям среднего и даже высокого достатка. Не впадая, конечно, в крайности и фанатизм, не выпадая из социума. А обижаться на составителей прожиточных минимумов, которые лишь отражают существующую реальность, – попросту глупо.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия