Accessibility links

Кто стоит за спецоперацией против «Мемориала»?


В последние недели 2018 года против правозащитного центра «Мемориал» была развернута добротная, обстоятельная клеветническая кампания. Сначала ряд каналов в Telegram, затем некоторые федеральные СМИ обвинили нас в провоцировании кризиса в Ингушетии через якобы созданный нами Telegram-канал. Самая настоящая спецоперация против ПЦ «Мемориал». Для этого наши недоброжелатели использовали не только ставшую привычной клевету. Не только приписанные нам фальшивые публикации. Была совершена настоящая «кража личности»! Наше расследование показало, что это – провокация, не очень умелая, абсурдная, но, несомненно, опасная. Впрочем, по порядку.

14 декабря 2018 г. Telegram-канал «СИЛОВИКИ» сообщил: за митингами в Магасе против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней стояли западные спецслужбы, якобы действовавшие через правозащитный центр «Мемориал». «СИЛОВИКИ» – говорящее название: канал называет себя «Агрегатор силового блока 18+: громкие задержания; ликвидация бандформирований; борьба с коррупцией и терроризмом». Стиль подачи материалов грубый и агрессивный.

Так вот анонимные «СИЛОВИКИ» сообщили миру, что якобы еще в сентябре «Мемориал» создал Telegram-канал «Ингушетия_2018», который-де «раскручивал протестные настроения в Ингушетии», в результате чего «жители республики оказались втянутыми в игру иностранных спецслужб, целью которой было посеять вражду между двумя братскими вайнахскими народами».

Кто стоит за спецоперацией против «Мемориала»?
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:59 0:00
Скачать

Однако после вынесения Конституционным судом РФ решения о законности соглашения о границах, писали «СИЛОВИКИ», владельцы «Ингушетии_2018» начали «зачищать свои посты и даже сменили ник на memohrc», – как в адресе нашего сайта. При этом, по версии «СИЛОВИКОВ», мы, видимо, с перепугу, в качестве описания канала указали контактные данные ПЦ «Мемориал»: адрес сайта, почтовый адрес в Москве, телефоны. Отсюда «СИЛОВИКИ» делали парадоксальный вывод: именно ПЦ «Мемориал» создал и изначально вел канал, разумеется, «используя деньги из иностранных источников».

«СИЛОВИКИ» даже не пытались придать публикациям о коварном «Мемориале», который в черных целях рулил ингушским протестным движением, хотя бы признаки правдоподобия. Однако их догадки тут же подхватили и стали распространять другие Telegram-каналы («Розыск Ингушетия», «go338», «АНГУШТ», «PALADIN_1211», «Magnum opus» и т.д.), дополняя новыми подробностями о «несостоявшейся цветной революции», о том, что публикации на «Ингушетия_2018» «призывали к вооруженному сопротивлению, нападению на сотрудников полиции, к "джихаду" и смене конституционного строя». Отметим: читатели «Ингушетии_2018» ранее ничего подобного там не видели.

Тут же эту тему подхватил сайт националистического ультраконсервативного телеканала «Царьград».

Мы были… скажем так, крайне удивлены. У нас сразу возникла масса вопросов. Откуда вообще возник якобы «наш» канал с немногочисленными, очевидно не нашими материалами? Откуда этот «наш» практически пустой паблик имел около шести тысяч подписчиков? Ну и, если за каналом «Ингушетия_2018» прятался «Мемориал», направляемый враждебными спецслужбами, то почему, заметая следы, он себя рассекретил, оставив все пароли и явки?

Небольшое расследование показало, что канал «Ингушетия_2018» действительно был создан 20 сентября 2018 года. На нем были в общей сложности опубликованы 2784 поста, контент был направлен против соглашения о границе и в поддержку митингующих. За несколько недель канал набрал более 8000 подписчиков. В середине ноября канал сменил риторику, перейдя к критике отдельных деятелей оппозиции. В результате число подписчиков начало постепенно сокращаться.

25 ноября доступ к каналу оказался неожиданно заблокирован. Затем, в неустановленную дату между 25 ноября по 14 декабря 2018 года, адрес канала https://t.me/ingushetia_2018 сменили на https://t.me/memohrc. Весь прежний контент был удален.

Вероятнее всего, смену адреса произвели 25 ноября, т.к. в этот день был создан новый канал с названием «Ингушетия_2018» и со ссылкой, а два канала с идентичными ссылками одновременно существовать не могут. Первое сообщение на «новой» «Ингушетии_2018» появилось 25 ноября в 12:25, сейчас у этого канала 130 подписчиков.

Наконец, 14 декабря 2018 года канал «Ингушетия_2018» открылся под новым именем «Ингушетия Мемориал». В тот же день в 22:15 Telegram-канал «СИЛОВИКИ» публикует цитированную выше запись о коварном «Мемориале». Уже через две минуты появляется ее репост на канале «go338», затем на других. Через 39 минут, в 22:54, эта информация оказалась размещенной на сайте «Царьград». В 23:12 канал «Розыск Ингушетия» опубликовал скриншоты, демонстрирующие процесс переименования канала «Ингушетия_2018» в «Ингушетия мемориал» – то есть владельцы канала «Розыск Ингушетия» следили за этим процессом и фиксировали его в режиме реального времени.

И лишь еще через час с лишком, в 00:02 15 декабря, на ложномемориальском канале «Ингушетия_Мемориал» наконец появилась первая публикация якобы от имени ПЦ «Мемориал».

То есть при ближайшем рассмотрении оказывается, что весь этот «журналистский пул» собрался и бодро вел «репортаж с места происшествия» за час до того, как приписываемый «Мемориалу» канал хоть как-то начал работать.

Затем появляются новые публикации якобы от имени «Мемориала», которые используют для нашей дискредитации. Будучи неспособны спорить с реальными материалами «Мемориала», «СИЛОВИКИ» и иже с ними отыгрываются на публикациях на ложномемориальском канале, у которого «по наследству» от «старой» «Ингушетии_2018» остаются 5803 подписчика, наблюдающих теперь эту «борьбу нанайских мальчиков».

Мы не знаем, кто именно вел в разное время и кто ведет сейчас Telegram-канал «Ингушетия_2018». В разное время это могли быть разные люди и/или структуры. Был ли он с самого начала создан как подставной, для последующего использования в спецоперации? Или, что более вероятно, канал был то ли захвачен, то ли перекуплен? Так или иначе, с конца ноября 2018 года его используют для грубой и глупой провокации против нас.

В любом случае, ПЦ «Мемориал» не имел и не имеет никакого отношения ни к Telegram-каналу «Ингушетия_2018», ни к его преемнику «Ингушетия Мемориал».

Мы отслеживаем и освещаем вопросы соблюдения прав и свобод человека, в том числе, свободы собраний и ассоциаций, свободы выражения мнений. В этом аспекте мы объективно (хотя, быть может, слишком скупо и сдержанно) освещали мирные протестные митинги в Магасе в октябре-ноябре 2018 года. Со всеми нашими публикациями можно ознакомиться в соответствующем разделе нашего сайта.

Мы готовы отвечать за все, что исходит от нашего имени. Мы никогда не прятались за чужими спинами или за чужой личиной.

На кого рассчитана эта неуклюжая провокация? Вряд ли на жителей Ингушетии: человек, мало-мальски знакомый с ситуацией в республике, вряд ли поверит, что мощное протестное движение «дергали за ниточки» из-за кулис руками правозащитников, которыми, в свою очередь, управляли иностранные спецслужбы.

Скорее, цель тут иная. Весь 2018 год «Мемориал» не мытьем, так катаньем пытаются выдавить с Северного Кавказа: фальсификация уголовного дела против Оюба Титиева, подброс наркотиков в офис в Грозном, поджог офиса в Ингушетии, нападения и угрозы в адрес наших коллег в Дагестане. «Спецоперация» в Интернете – новое звено в той же цепи.

XS
SM
MD
LG