Грузия ухудшила свои позиции в рейтинге правозащитной организации Freedom House. Согласно ежегодному отчету «Свобода в мире 2019», Грузия все еще остается частично свободной страной, но ее общий балл по сравнению с прошлым годом уменьшился с 64 до 63 очков из возможных 100 (высшая оценка).
Общая картина была известна еще в начале месяца, впрочем, содержательная часть исследования появилась только сейчас. В ней речь идет о ключевых событиях прошлого года, которые и определили оценку состояния политических прав и гражданских свобод, измеряемых Freedom House.
В первую очередь это выборы, которые, как сказано в отчете, «прошли в целом в мирной обстановке, но были омрачены обвинениями в подкупе голосов, злоупотреблении административным ресурсом и запугивании избирателей».
«В Грузии проводятся регулярные и конкурентные выборы, и ее демократическая траектория демонстрировала признаки улучшения в период смены правительства в 2012–2013 годах. Тем не менее прогресс в последние годы застопорился. Олигархи имеют огромное влияние на политику, а верховенство закона по-прежнему блокируется политическими интересами».
Про олигарха с легко угадываемой фамилией в тексте отчета есть также следующее:
«Способность должностных лиц определять и осуществлять государственную политику подрывается неформальной ролью Иванишвили, который не занимает государственной должности, но оказывает значительное влияние на принятие исполнительных и законодательных решений. Его де-факто авторитет был продемонстрирован в июне 2018 года, когда премьер-министр Квирикашвили подал в отставку из-за разногласий с Иванишвили по поводу экономической политики».
Еще одна тема, на которой заостряют внимание авторы исследования, касается судебной системы:
«Несмотря на продолжающиеся судебные реформы, исполнительное и законодательное вмешательство в суды остается существенной проблемой, равно как коррупция и отсутствие прозрачности и профессионализма в отношении судебных процессов».
В оппозиции считают, что отчет Freedom House реально отображает процессы, происходящие в стране. При этом Саломе Самадашвили из ЕНД, к примеру, полагает, что все это может негативно сказаться на перспективах Грузии:
«Задачи в сфере внешней политики, которые у страны должны быть, – я говорю о вступлении в НАТО и Евросоюз, – так вот в условиях подобных оценок международных организаций, разумеется, никакого прогресса в этом плане мы не добьемся. Страна просто заморозится в существующем положении на долгое время».
Тем временем один из лидеров «Мечты» Гия Вольский, судя по всему, решил оценить уровень свободы в самой Freedom House.
«В организации Freedom House усилилось недемократическое правление, когда один или два человека решают, каким будет содержание отчета, и оно принципиально, по всем аспектам отличается от заключений авторитетных международных организаций», – сказал Гия Вольский журналистам, но на вопрос, какие именно данные он имеет в виду, ответить затруднился, сославшись на нехватку времени.
Обе стороны продолжают вести себя достаточно предсказуемо, говорит политолог Корнелий Какачия. Те, кто во власти высказывает недоверие к подобным исследованиям, а оппозиционеры пытаются использовать их в своих интересах. При этом, переходя из одного лагеря в другой, они продолжают руководствоваться негласными правилами «игры»:
«Власти должны научиться принимать подобные отчеты – вне зависимости от того, нравятся они нам или нет, без каких-либо эмоций. Эта организация и многие другие уже не первый год критически оценивают определенные процессы: говорят о неформальном правлении, об ухудшении уровня демократии и прочем. Вместо того чтобы становиться в какую-то оборонительную позицию, власти стоило бы выносить подобные вопросы на широкое обсуждение, говорить о них, если они не боятся их».
Freedom House оценивает степень политических и гражданских свобод в странах мира и территориях, не имеющих государственного статуса, начиная с 1973 года. К слову, по оценке правозащитной организации самопровозглашенная Абхазия является частично свободной территорией (общий балл – 41), а Южная Осетия – несвободной (10 баллов).