В грузинской политике произошла еще одна удивительная вещь: из политического небытия вернулся Ираклий Гарибашвили, премьер-министр Грузии в 2013-15 годах. Он занял сравнительно скромный пост политического секретаря правящей партии, но этого оказалось достаточно для того, чтобы взбудоражить политический класс. Что этим меняется и меняется ли что-либо вообще?
Это – малое возвращение по сравнению с большим, когда в мае прошлого года Бидзина Иванишвили вдруг решил занять пост председателя «Грузинской мечты» (он и до того считался неформальным властителем партии и страны). Оба шага заранее публично исключались и вызвали сенсацию. Оба раза причиной был внутренний кризис в «Мечте». Иванишвили вернулся, когда трения внутри партии между «старыми» и «новыми» впервые выплеснулись наружу. Гарибашвили призвали, когда «старики» стали демонстративно выходить из правящей фракции.
Считается, что если Иванишвили теряет доверие к кому-либо из своих приближенных и «задвигает» его, обратной дороги уже нет. В этом смысле прецедент Гарибашвили уникален. Ясно, что три с лишним года назад ему пришлось уйти, потому что хозяин в нем разочаровался. Решил ли Иванишвили, что тогда был не совсем прав? Или вторая инкарнация Гарибашвили – вынужденный шаг, вызванный тем, что у «Мечты» слишком короткая скамейка?
От ответа на эти вопросы зависит, какую именно и насколько важную роль будет играть Гарибашвили. Останется ли он на посту политического секретаря или его готовят для чего-то более весомого? Его предшественник на той же должности, Гия Вольский, на этом этапе считался второстепенной фигурой. Это само по себе ничего не значит: Гарибашвили может оказаться на первых ролях, но может и не оказаться.
Об этом мы можем только догадываться. Но старая гвардия, в том числе, ее отколовшаяся от «Мечты» часть, восприняла возвращение как добрый знак. Для них Гарибашвили – свой, в отличие от спикера парламента Ираклия Кобахидзе и его команды. Сразу возникла версия, что скоро он сменит Кобахидзе на его посту. Правда, для этого он сначала должен стать депутатом. Но бывший премьер сразу исключил предположение о том, что будет этой весной баллотироваться на освободившуюся вакансию в парламенте. Значит, для Кобахидзе он не соперник. Другие выдвинули версию, что Иванишвили сменит им министра внутренних дел Георгия Гахария, который оказался в центре нескольких скандалов. Это – действительно ключевая должность, но настолько ли босс восстановил доверие к забытому на несколько лет помощнику?
На самом деле, не нужно строить слишком сложных теорий. Сам Гарибашвили в своем первом интервью ясно объяснил, зачем он оказался нужен. Точнее, что Иванишвили хочет сказать своей команде тем, что вновь призвал в ее ряды бывшего премьера?
Первое и главное: «старые» и «новые» должны помириться. Всю эту чепуху с внутренними восстаниями больше терпеть нельзя. Гарибашвили назвал это примирение своей главной задачей, хотя не уточнил, как именно будет ее выполнять.
Но ясно, вокруг чего мириться. Это – личная верность Иванишвили. Сам Гарибашвили – идеальное воплощение такой верности. Сказали – уйди в отставку, он безропотно ушел, ни одним словом не выразив разочарования; сказали – ты нужен, сразу вернулся и сел, куда посадили. Это – пример излишне претенциозным ветеранам, которые все чаще повторяют, что основали партию «вместе с Бидзиной» и заслуживают соответствующего отношения. Ушедшим во главе с Беселия не может быть оправдания: фактически они перешли на сторону врага. Никакого «третьего пути» нет.
Кстати, о враге. Гарибашвили особо подчеркнул, что с «националами» нужно пожестче. Здесь очевидный намек на то, что его преемник, Георгий Квирикашвили, был слишком мягок. Единственное, чем Гарибашвили открыто прихвастнул, это то, что он жестче давил на «националов», и именно поэтому их рейтинг был крайне низок. Вот это несгибаемым ветеранам должно понравиться – они всегда требовали, что «националов» надо объявить вне закона.
А вот тему о судьях, которая послужила поводом для раскола, надо забыть. Зачем бороться с системой, которая ведет себя хорошо, т.е. послушно?
Все ясно и просто, если не сказать – примитивно. Но сможет ли Гарибашвили достичь того, чего не смог «сам» Бидзина? Вот это сомнительно.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции