Accessibility links

Бери шинель, иди домой


Давид Каландия
Давид Каландия

Я мало видел людей, которые радовались призыву на срочную воинскую службу. Во всяком случае, в моей молодости все мои земляки, друзья-товарищи шли на разные ухищрения, дабы их миновала чаша сия. Служить в армии было делом, мягко говоря, неприятным и непрестижным, и если кого забирали по призыву, он вызывал чувство сожаления и тревоги у окружающих, так как было понятно, что у парня нет сильных покровителей.

В редких случаях ребята добровольно шли в армию для того, чтобы в дальнейшем не было у них препятствий в продвижении по партийной линии. Не проходивший срочную службу мог иметь препоны в карьерном росте. Но остальная молодежь, которая не видела себя секретарями райкомов и горкомов или руководителями крупных предприятий, с помощью своих родичей изо всех сил старалась не отдавать этот долг нашей непредсказуемой Родине.

В некоторых вузах Грузии была военная кафедра, и по окончании учебы студенты отделывались легким военным испугом, шли на месячные или трехмесячные офицерские сборы. Такими вузами были: университет, ГПИ, медицинский институт. Выпускники всех остальных (консерватория, театральный институт, Академия художеств, ИНЯЗ, Институт сельского хозяйства и др) по получении диплома о высшем образовании обязаны были полтора года отпахать в рядах СА, МВД или ПВ. Кто не поступал в вуз, их призывали на двухгодичную срочную службу, т.е. они на полгода дольше, чем доучившиеся студенты, находились в жутких условиях, которые обеспечивало им МО СССР. В начале 80-х годов в армию стали забирать и первокурсников, на два года. С чем это было связано, я не помню, но, видимо, в то время в мире стало неспокойно, к тому же СССР начал свою военную авантюру в Афганистане, и стране все время нужно было иметь под рукой большое количество пушечного мяса.

Лично я после вуза отпахал полтора года и служил сравнительно кошерно: попал в музобоз и пел в хоре басом. Надо как-нибудь написать большую разоблачительную статью про репертуар войсковых ансамблей песен и плясок тех лет, там маразма тоже хватало через край. Но это в другой раз.

Многие мои товарищи-сокурсники избежали постинститутской службы. Для этой цели они успевали жениться и настрогать двух ребятишек, что давало освобождение от воинской повинности, или же выправляли себе документы, связанные со здоровьем. Иногда эти документы были связаны с придуманными психическими расстройствами, иногда с плоскостопием, ну и т.д. В Грузии в комиссариатах была такая коррупция, что очевидцы говорят, у военкомов, в чью обязанность входила регуляция призыва на срочную службу, столы ломились от дензнаков. Я сейчас не помню, сколько стоило получить белый билет, но стоил он немало, порядка нескольких тысяч советских рублей. Не каждая семья могла себе это позволить, и неимущие и сравнительно бедные ребята, понурив головы, шли в армию.

Я сейчас говорю про Грузию времен СССР. Почему я подчеркиваю, что говорю про Грузию, потому что в РСФСР, в УССР, в БССР, с жителями которых я имел счастье в свое время общаться, отношение к воинской службе было другое. Уже будучи в армии, я с удивлением выслушивал их соображения, считавшие срочную службу высокой обязанностью и почетом, и «откосить» от армии у них было позорным делом. Особенно для жителей сельских местностей было «не комильфо» не пойти в армию: на таких ребят потом показывали пальцами и называли «ненормальными», «больными», «немужиками». Ярким таким примером для меня стала история с одним пареньком из-под Сочи, который служил с нами. В середине службы его комиссовали за какую-то болячку. И этот несчастный плакал и умолял, чтобы его оставили дослужить, так как «на гражданке» из-за коммисовки на него девки не будут смотреть! Мне и моим товарищам из Грузии это было дико и непонятно, но чужая земля – потемки.

Да, все это было, и было это давно, и было это правдой. А как теперь? Не знаю, как обстоят дела в бывших советских республиках, могу сказать, что творится у нас.

Ситуация особенно не изменилась, т.е. служить не хотят. Никто из молодых ребят не горит желанием на год переодеваться в военную одежду, брать в руки оружие и служить срочную службу. Насчет взяток в комиссариатах ничего говорить не буду, так как по этому поводу никакой информацией, даже на уровне слухов, я не владею. Не слышал, чтобы кто-то за деньги «откосил» от армии. Зато знаю про некоторые многоходовки, которые дают нашим молодым людям право не идти в армию. Сын моей знакомой восьмой год тянет студенческую лямку в одном высшем заведении, чтобы достичь заветных 27 лет и сняться с учета призывного возраста. Второй парень, которого я знаю, при росте 180 см весит чуть меньше 60 кило, что тоже дает ему право по каким-то медицинским правилам не идти в армию. Каждый день он со страхом становится на весы, и если его масса перешагивает заветную черту, сразу садится на строгую диету.

Факт налицо: несмотря на весь наш постперестроечный патриотизм, идти служить не хотят. Во всяком случае, вокруг меня среди юношей именно такие настроения.

Какие условия в нашей действующей армии, как кормят-поят солдат, тоже не очень знаю. По-моему, солдаты большей частью питаются подножным кормом. Хочется надеяться, что мерзкое явление типа «дедовщины» в нашей армии не существует. Ребята служат год, что само по себе уже легче. Еще хорошо то, что служить приходится все-таки в Грузии, и не надо ехать на Камчатку, или в Среднюю Азию, или за Полярный круг. В свое время, в 1984 году, отец моего дружбана, который сам был военным, для того чтобы его сын «понюхал жизни» и проветрил себе мозги, через знакомые каналы послал своего дипломированного отпрыска служить в суровый Кировский край, в войска МВД, в зону, где отбывали срок заключенные. И дружбан полтора года простоял в лесу на вышке, весь срок службы кляня своего отца на все лады. Возвратившись домой, он долгое время не общался с папаней, пил запоем и, в конце концов, напрочь посадил свою печень. Папин расчет, что сынок в армии научится ценить вольную жизнь и возьмется за ум – не оправдался.

Так вот, почему я начал писать всю эту писанину? А дело в том, что в грузинском законодательстве есть пункт, по которому от несения воинской службы освобождаются служители культов всех религиозных конфессий. Этим в свое время воспользовался бывший активист ЕНД Зураб Джапаридзе, который года два тому назад создал себе партию «Гирчи» (Шишка). Он со своими приспешниками организовал религиозную организацию, другими словами – секту, назвал ее «Христианская, евангельская, протестантская церковь – библейская свобода». И через эту лазейку рыжий Зураб стал добиваться отсрочки желающим откосить от почетной обязанности нести тяготы и лишения воинской службы. То есть молодой человек, который не хочет месить сапогами грязь, жевать пыль и держать в руках автомат, в «церкви» рыжего Зураба, не знаю за какие заслуги, получает сан священнослужителя и далее может со спокойной совестью не идти в армию, сидит дома, ждет наступления непризывного возраста и на всех углах поет аллилуйю в честь славного Зураба.

Ох, хитер бобер! Но наши законодатели не дремлют, и на днях было сказано, что по инициативе Ираклия Сесиашвили, председателя парламентского комитета по обороне и безопасности, готовится закон, по которому привилегии служителей культа канут в Лету. И если это будет так, то Зураб Джапаридзе начнет терять свою иллюзорную популярность среди молодежи. Товарищ Зураб грозится начать протестовать, так как у его партейки больше ничего притягательного для публики нет, как только пути-дорожки по отлыниванию от армии.

И еще что касается моего личного отношения к срочной воинской службе: я против насильственного призыва в армию. Я считаю, что в цивилизованном, развитом, демократическом обществе армия должна быть профессиональной. В ней не должно быть случайных людей. Случайными людьми я называю тех, кто не по своей воле идет служить. Из таких людей хороший солдат не выйдет. Человек, который всеми средствами пытается откосить от воинской повинности, в случае чего, на поле боя не проявит себя достойно. Будь у нашего государства достаточно денег, оно перешло бы на армию по контракту. Но пока такой роскоши нет и пока есть обязательный призыв, будут и обязательные попытки откосить от военной службы. И такие хитрованы, как Зураб Джапаридзе, будут этим пользоваться и находить лазейки для роста своей сомнительной популярности.

P.S. Если нынешние поправки к закону об отмене отсрочки будут приняты, то они должны распространяться на все конфессии. И православие не должно иметь какие-либо льготы, как это вроде бы прописано в некоем конституционном соглашении. Или все религии освобождаются от армии, или все вместе наматывают на ноги портянки, надевают сапоги, берут шинель и с маршевой песней идут выполнять свою воинскую повинность.

На другое я не согласен.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG