ПРАГА--Как изменился югоосетинский парламент за последние годы, когда бывший спикер стал президентом, а бывший президент идет в спикеры? Каково быть оппозиционным депутатом, на что и как можно влиять – в рубрике «Гость недели» рассказывает депутат югоосетинского парламента от оппозиционной партии «Ныхас» Зита Бесаева.
Мурат Гукемухов: Ваша партия «Ныхас» создавалась перед предыдущими парламентскими выборами, при непосредственном участии в ту пору президента Леонида Тибилова. И в парламенте партии «Ныхас», «Новая Осетия» и «Единство народа» в первую половину депутатского срока воспринимались как пропрезидентские или как лояльное президенту меньшинство в парламенте, а во вторую половину, после 2017 года, вы уже оппозиционное меньшинство. Как вам работалось в эти два периода? Сравните, каким парламент был в первую половину, до президентских выборов, и после.
Зита Бесаева: И в тот период, и в этот период это очень сложно, потому что, в любом случае, и тогда партия меньшинства не могла добиться своего, не всегда даже можно было выступить с законодательной инициативой. Не учитывалось мое мнение ни тогда, ни сейчас, процедура никогда не соблюдалась. Я, будучи председателем по регламенту, никогда не находила понимания в том, что есть процедура, которую надо исполнять, к сожалению.
Мурат Гукемухов: Всегда так было – я имею в виду игнорирование процедуры?
Зита Бесаева: Я работала в другие созывы работником аппарата и, представляя юридическое управление, могла встать на сессии и сказать, что вот это нарушает процедуру или это неконституционно, и депутаты прислушивались к этому, они принимали решения в соответствии с Конституцией, не нарушая внутренний регламент парламента.
Мурат Гукемухов: Вы можете привести несколько примеров тому, как нарушается регламент?
Зита Бесаева: При представлении законопроекта депутатам не раздают материалы, сопроводительные к законопроекту, не дают возможности ознакомиться с точкой зрения других ведомств, которые являются специалистами в этих направлениях, и зачастую бывает так, что в авральном режиме депутаты, даже не ознакомившись с законопроектами, выносят эти законы на принятие сессией.
Мурат Гукемухов: Когда вам работалось комфортнее – когда спикером парламента был Анатолий Бибилов или Петр Гассиев?
Зита Бесаева: Я не вижу различия. Я себя считаю притесненной, потому что я, например, не могу быть услышанной ни на комитете, когда мое мнение не учитывается, ни на президиуме, ни на сессии – это плохо.
Мурат Гукемухов: Во времена Тибилова были такие эпизоды, когда все четыре партии, имеющие небольшие представительства в парламенте, солидарно бойкотировали сессии, и они срывались из-за отсутствия кворума. Как вы тогда договаривались и сохранилась ли эта коммуникация между вами?
Зита Бесаева: Тогда, в первую половину работы в парламенте, мы понимали, что в одиночку противостоять большинству невозможно – только объединившись мы можем повлиять на процесс. «Народники» тоже с нами тогда имели одинаковое мнение, одинаковый подход к этим вопросам. Мы собирались после сессии, обсуждали вопросы, и у нас возникла тогда идея объединиться в единый блок и противостоять партии большинства. Но после президентских выборов мнения некоторых депутатов изменились, они начали поддерживать уже партию «Единая Осетия», в частности.
Мурат Гукемухов: Т.е. для некоторых пришло время подумать о себе?
Зита Бесаева: Наверное, да.
Мурат Гукемухов: Много поправок было принято в избирательное законодательство в преддверии парламентских выборов. Надо сказать, что не только перед этими выборами – менялось законодательство и перед президентскими, и до этого. Почему каждый раз перед выборами меняют законодательство?
Избирательное законодательство не может так часто меняться. Нестабильность избирательного законодательства ведет к неэффективности внутренних процессов в государстве
Зита Бесаева: Ну, в этот раз было больше, потому что изначально уже было внесение изменений в закон об основных гарантиях; перед президентскими выборами были изменения в закон о выборах президента; и вот сейчас, перед парламентскими выборами, мы поменяли закон о выборах депутатов, и, конечно же, закон об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме. Я считаю, что идет подстраивание законодательства под определенный круг лиц. Действующая власть все-таки ограничивает конкуренцию, т.е. тех лиц, которые, возможно, будут кандидатами в предстоящие парламентские выборы. Конечно, избирательное законодательство не может так часто меняться. Нестабильность избирательного законодательства ведет к неэффективности внутренних процессов в государстве.
Мурат Гукемухов: Леонид Тибилов примет участие в парламентских выборах как мажоритарий, при поддержке Компартии. Это первый случай возвращения президента к активной политической деятельности. Как вы к этому относитесь: стоит ушедшим президентам возвращаться в каком бы то ни было виде?
Зита Бесаева: Положительно отношусь к этому, потому что считаю, что, как граждане нашего государства, они имеют право участвовать в политической жизни общества, тем более если есть такое желание.
Мурат Гукемухов: Некоторое время назад Леонид Харитонович выступил против коалиции партии «Ныхас», «Новой Осетии» и «Аланского союза». Как вы и ваши товарищи к этому отнеслись?
Зита Бесаева: Неприятно, конечно, слышать такую точку зрения, но, поскольку Леонид Харитонович не является членом нашей партии, мы не среагировали на этот так, как хотели бы другие.
Мурат Гукемухов: И поэтому он идет на выборы при поддержке Компартии, а не от «Ныхас»?
Зита Бесаева: Да, но после президентских выборов наша партия предлагала ему участвовать и возглавить нашу партию, но Леонид Харитонович тогда отказался от этого. Поэтому, будучи не руководителем, а также не членом партии, я думаю, такая критика была немного неуместной.
Мурат Гукемухов: А как рядовые члены партии относятся к объединению?
Зита Бесаева: Положительно относятся к этому, и относились изначально тоже. Мнение такое, что действительно надо объединяться, потому что раздробленными невозможно противостоять кому бы то ни было. Именно объединение дает возможность иметь большую силу и возможность бороться за власть.
Мурат Гукемухов: Предвыборная кампания только начинается. Как, по-вашему, о чем надо говорить с избирателем в этот раз?
Мы, конечно, за то, чтобы парламент был независимым органом, который бы представлял интересы населения, но не лиц во главе государства
Зита Бесаева: Наша партия на выборах будет говорить о правах человека, потому что мы считаем, что нарушаются права наших граждан, и основным нашим приоритетом является, конечно, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Мы хотим, чтобы суды были прозрачными и независимыми в принятии решений, чтобы правоохранительные органы не отпугивали население от себя, чтобы народ испытывал к ним доверие, но не страх. Мы, конечно, за то, чтобы парламент был независимым органом, который бы представлял интересы населения, но не лиц во главе государства. Наша партия считает, что на сегодняшний день у нас идет фактически переход к авторитарному режиму, потому что все три ветви власти находятся в единых руках и тем самым нарушается система сдержек и противовесов, т.е. нет самостоятельности органов. Мы идем с этим, чтобы привести ту систему сдержек и противовесов, которая у нас в соответствии с Конституцией установлена, т.е. четкое разделение власти, когда каждый орган самостоятелен в принятии внутренних решений. Лишь тогда у нас людям будет жить комфортно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии