В Абхазию с трехдневным визитом прибыли представители Организации непризнанных народов и наций – координатор по вопросам лоббирования Лючия Паруччи и глава отдела по вопросам политики и исследований Фернандо Бурхес. О цели визита и о том, какие возможности открывает для Абхазии членство в ОНН, рассказал заместитель министра иностранных дел Ираклий Тужба.
Елена Заводская: Расскажите, пожалуйста, о визите представителей ОНН. С какой целью они к нам приехали и какая программа у них в Абхазии?
Ираклий Тужба: В эти дни в Абхазии находятся представители ОНН – Организации непредставленных народов и наций. Это – международная неправительственная организация, которая была основана в Гааге в 1991 году, и Абхазия с 1991 года является членом ОНН. На сегодняшний день Абхазия представлена в этой организации в лице Министерства иностранных дел. ОНН объединяет представителей разных народов, которые не имеют представительства в крупных международных организациях, таких как ООН, ОБСЕ и других. И эта организация пытается на международном уровне защищать права малых коренных народов.
Е.З.: Скажите, что нам дает членство в ОНН?
И.Т.: Мы находимся в постоянном контакте с представителями организации. Ее штаб-квартира находится в Брюсселе. Если говорить о конкретных делах и конкретных наработках, то хочу сказать, что буквально недавно, в марте 2019 года, благодаря активной поддержке и содействию представителей ОНН нам удалось провести ряд встреч в Европарламенте напрямую с евродепутатами, с членами парламента, с политическими советниками. Это люди, которые во многом определяют повестку парламента.
Е.З.: Поясните, пожалуйста, что на этой встрече обсуждалось и что, на ваш взгляд, было наиболее важным?
В силу того, что Абхазия не является членом международных структур, наш голос практически нигде не звучит и наша позиция очень слабо представлена на крупных международных площадках
И.Т.: У нас был ряд встреч с представителями различных политических сил и политических групп Европарламента. Мы преследовали две основные цели – прежде всего, донести объективную информацию о ситуации в Абхазии, о тех процессах, которые здесь происходят. В силу того, что Абхазия не является членом международных структур, наш голос практически нигде не звучит и наша позиция очень слабо представлена на крупных международных площадках. Этим активно пользуются наши грузинские оппоненты, которые бывают на всех заседаниях этих структур и озвучивают позицию далеко не всегда объективную, а порой даже ложную. Вот поэтому мы пытались донести объективную информацию до евродепутатов. И второй важный вопрос, который мы пытались поднять, и сейчас мы его будем достаточно активно развивать, – это вопрос, связанный со свободой передвижения для наших граждан.
Е.З.: Конкретизируйте, пожалуйста, какие у нас проблемы со свободой передвижения?
И.Т.: Вы знаете, что большая часть граждан Абхазии имеет второе российское гражданство, но при этом, по нашим подсчетам, на данный момент около 30% населения, в основном молодые люди, не имеют второго российского гражданства. Они являются исключительно гражданами Абхазии и имеют в наличии только абхазские национальные паспорта. В силу частичной признанности нашей республики эти люди серьезно ограничены в свободе передвижения. Мы считаем, что это очень серьезная гуманитарная проблема, которую необходимо решать. Причем в эти процессы необходимо вовлекать международные структуры, такие как ООН, ЕС и другие. И мы будем обращать внимание на эту проблему и стараться ее решить. На наш взгляд, прежде всего европейское сообщество должно создать условия для того, чтобы была дана возможность передвижения по абхазским национальным паспортам. В мире такая практика существует. Более того, такая практика существует внутри самой Европы. Например, есть прецедент Косово. Такие страны Европы, как Словакия, Греция, Испания не признают суверенитет Косово, но при этом ставят визы в национальные паспорта Косово. Они таким образом пытаются решить гуманитарную проблему, связанную со свободой передвижения. Мы просим, чтобы в отношении наших граждан было принято аналогичное решение.
Е.З.: Как, по-вашему, насколько это реально и каким может быть вклад ОНН в решение этой проблемы?
И.Т.: Мы рассчитываем на серьезную поддержку со стороны ОНН, штаб-квартира которой находится в Брюсселе. У них есть хорошие контакты на уровне Европарламента и Еврокомиссии. Вы знаете, что Брюссель – это политическая столица Европы и практически все основные политические структуры и движущие силы находятся в Брюсселе. Это дает нам основания полагать, что помощь представителей ОНН будет очень полезной для нас. И наш мартовский визит в Брюссель дает нам надежду на то, что наша работа будет продолжена и будет успешной.
Е.З.: Ираклий, когда вы говорите о том, что ОНН позволяет нам озвучивать наши проблемы и озвучивать наши подходы, что главным образом мы пытаемся донести до Брюсселя?
И.Т.: Во-первых, мы пытаемся донести свою точку зрения, и мы пытаемся объективно освещать те процессы, которые происходят в республике.
Е.З.: Например?
Абхазию пытаются представить оккупированной территорией, а не самостоятельным независимым государством. Это абсолютно надуманный, лживый термин, который грузинская сторона пытается внедрить в массовое сознание
И.Т.: Например, вы знаете, что в Грузии сейчас принята такая доктрина, которую грузинская сторона пытается внедрить в массовое сознание и в сознание представителей международного сообщества: Абхазию пытаются представить оккупированной территорией, а не самостоятельным независимым государством. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит. Это абсолютно надуманный, лживый термин, который грузинская сторона, повторюсь, пытается внедрить в массовое сознание. И с этим нам необходимо бороться, это очень серьезные вызовы для нашей республики. Хочу вам сказать, что в европейском сообществе мало экспертов, которые глубоко и тонко разбираются в нашей ситуации и в ситуации, которая есть сегодня на Южном Кавказе в целом. Поэтому нам необходимо, прежде всего, информационное сопровождение и освещение тех событий, которые здесь происходят.
Е.З.: Когда мы об этом говорим, нас слышат?
И.Т.: Я могу говорить, исходя из того опыта, который есть у меня лично, в частности, по итогам поездки в Европарламент. Это достаточно громоздкие с точки зрения бюрократии структуры, там достаточно сложные бюрократические процессы происходят. Но там есть и силы, которые готовы выслушивать все стороны и которые готовы способствовать тому, чтобы и наша позиция была услышана и продвигалась на европейской арене. Конечно, большая часть Европарламента занимает традиционную для Евросоюза позицию, но тем не менее есть активное меньшинство, с которым можно работать, и благодаря этим людям продвигать какие-то наши идеи.
Е.З.: Расскажите, пожалуйста, о программе представителей ОНН в Абхазии. Какие у них запланированы мероприятия и что они будут делать?
И.Т.: Представители ОНН в течение трех дней будут находиться в Абхазии, они находятся здесь по нашему приглашению. В эти дни у них состоялись встречи в нескольких министерствах – в Министерстве по туризму, в Торгово-промышленной палате, в МИДе, естественно. Вчера были встречи на уровне руководства нашего университета. Насколько я успел понять, наши коллеги из ОНН довольны теми встречами и теми консультациями, которые у них были. Их задача на данном этапе заключается в том, чтобы по итогам этих встреч и интервью, которые они будут проводить, подготовить сводный доклад, касающийся проблемы передвижения – той проблемы, о которой мы сейчас говорим. Доклад мы планируем получить ближе к осени текущего года, это будет уже официальный документ, в котором будет раскрыта данная проблематика. Мы надеемся, что благодаря нашему партнерству с ОНН мы сможем продвигать этот доклад в европейских структурах.
Е.З.: Если можно, несколько слов о тренинге, который проводят представители ОНН в Сухуме. Какова его задача?
И.Т.: Тренинг состоялся сегодня в МИДе, на него были приглашены представители нашего совета молодых дипломатов при МИДе. Это – образовательный тренинг, он посвящен в основном деятельности Организации непредставленных народов и наций, а также деятельности ООН и других крупных международных организаций.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия