Accessibility links

Верховный суд «Мечты». Приговор


87 против 33-х – проект закона «Об общих судах» за авторством спикера парламента Ираклия Кобахидзе перестал быть проектом
87 против 33-х – проект закона «Об общих судах» за авторством спикера парламента Ираклия Кобахидзе перестал быть проектом

У Грузии новый закон, подразумевающий назначение судей в Верховный суд. В политическом противостоянии поставлена законодательная точка. «Грузинская мечта» празднует победу. Но противники обещают: она будет горькой.

87 против 33-х – проект закона «Об общих судах» за авторством спикера парламента Ираклия Кобахидзе перестал быть проектом. Депутаты большинством голосов приняли документ в третьем, окончательном чтении. При этом обсуждение выдалось бурным: оппозиция – как традиционная в лице «Нацдвижения» и «Европейской Грузии», так и новоявленная под предводительством Эки Беселия – обвинила «Грузинскую мечту» в беззастенчивой попытке переврать заключения и рекомендации Венецианской комиссии относительно четвертой волны судебной реформы в целом и конкретного законопроекта «Об общих судах» в частности.

Лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе, встав на защиту продукта законотворчества спикера, заявил о полном соответствии документа самым высоким европейским стандартам:

«Были даны правовые рекомендации, и, напомню, четыре из пяти были приняты во внимание. Так что совсем не обязательно поднимать бурю в стакане воды. Я понимаю вашу попытку ассоциировать этот законопроект с именами конкретных судей».

Ответ не заставил долго ждать: секретарь фракции «Нацдвижения» Тинатин Бокучава предположила, что Талаквадзе, очевидно, даже не читал заключений европейских экспертов в области международного и конституционного права.

«Господин Арчил (Талаквадзе) в своем выступлении упомянул заключение Венецианской комиссии, которое вы, господин Арчил, либо не читали, либо обманываете общественность. Список рекомендаций на самом деле не является таким уж объемным, чтобы не посчитать и не сказать потом общественности правду – что из этих рекомендаций была учтена всего одна».

Досталось и самому автору. Уже после заседания та же Тинатин Бокучава заявила: придав творчеству Ираклия Кобахидзе статус закона, «Грузинская мечта» в очередной раз подтвердила, что выше интересов страны она ставит интересы одного человека – Бидзины Иванишвили.

«Это, конечно, было ожидаемо. Надежды на то, что «Грузинская мечта» хотя бы однажды, исходя из интересов страны, прислушается к оппозиции и вернет законопроект во второе чтение, не было. Мы хорошо понимали, что интересы страны для них третьестепенны или вообще на сотом месте в числе приоритетов. Для них наивысшим интересом является исполнение политических заданий Бидзины Иванишвили, чтобы узаконить на ближайшие годы правление клана Мурусидзе-Чинчаладзе в судебной системе».

Сменивший Эку Беселия на посту главы юридического комитета Анри Оханашвили подобные обвинения отверг. По его словам, единственное, чему служит законопроект «Мечты», – это прозрачности судебной системы и максимальной включенности всех заинтересованных сторон:

«В целом этот процесс будет беспрецедентно прозрачным. У общественности будет возможность следить за этим процессом. И мы сможем избрать судей Верховного суда на максимально прозрачном фоне. Все разговоры о том, что мы лоббируем чьи-то интересы, что кто-то за кем-то стоит, являются распорядком дня оппозиции и спекуляциями. Единственный интерес, который есть в этом деле, это еще большее усиление независимости судебной системы».

Правда, сам Оханашвили, равно как и подавляющее большинство его товарищей по партии, не проявил никакой заинтересованности в том, чтобы ознакомиться с отличной от его собственной точкой зрения. Альтернативный проект, подготовленный госпожой Беселия и ее соратниками, презентовался в практически пустом зале заседаний. Депутаты от «Грузинской мечты», за исключением тех, кого обязывал протокол, предпочли не заметить усилий на этом поприще в недавнем прошлом одной из самых влиятельных членов парламента. Сама Эка Беселия дала понять, что так просто сдаваться не намерена:

«Вопрос был в следующем: примет ли парламентское большинство этот ужасный законопроект в третьем чтении, не учтя ничьих взглядов и предложений, или все же кто-нибудь еще из большинства поддержал бы наш законопроект. Как говорится, цыплят по осени считают. И эта осень уже близко».

Безапелляционность партии власти в вопросе, который на протяжении последних месяцев не перестает быть актуальным, может сыграть с ней злую шутку, считают наблюдатели. Отсутствие даже видимости обсуждения столь важной темы, вкупе с игнорированием рекомендаций со стороны Европы, провоцирует недовольство не только среди традиционных противников власти. Даже в «Альянсе патриотов» – партии, которую многие считают сателлитом «Грузинской мечты», не стерпели такого пренебрежения. Известный своей эмоциональностью Эмзар Квициани пригрозил революцией:

«Не делайте так, чтобы вся Грузия поднялась, и революция веников и роз не закончилась бы революцией камней».

Впрочем, некоторые наблюдатели склоняются к мысли, что революции не понадобится. Если большинство продолжит в том же духе, то к 20-му году вполне может эволюционно потерять это самое «большинство». Сегодня в знак протеста против отказа вернуть законопроект «Об общих судах» на повторное обсуждение во втором чтении «Грузинскую мечту» покинул еще один депутат Леван Коберидзе. В правящей команде демаршу предпочли не придавать значения, назвав процесс исхода естественным очищением организма партии. Правда, тут же получили совет: столь постоянное и, главное, неконтролируемое очищение организма может привести к летальному исходу.

XS
SM
MD
LG