В минувшую субботу в Сухуме тяжело ранили Беслана Чкадуа, который многим известен острыми высказываниями в Фейсбуке, а также сожжением российского паспорта. Именно это, по версии абхазских СМИ, и могло стать причиной расправы. Состояние Чкадуа врачи оценивают как стабильно тяжелое, опасности жизни нет.
В шестом часу вечера в минувшую субботу я стал свидетелем инцидента близ сухумской набережной, который затем не просто попал в криминальные сводки, но стал предметом бурного обсуждения в абхазском обществе.
Дело было так. В тот день у меня состоялась пара деловых встреч в одном из популярных сухумских кафе на набережной. Со вторым собеседником, пожилым сухумцем, мы уже, по сути, закончили разговор и собирались уходить. Вдруг сидевшая в кафе молодежь, около десятка парней, с криками побежала по улице Сахарова – как мы поняли, разнимать какую-то драку, которая происходила метрах в двухстах от набережной. Подумалось: ну, мало ли какие разборки происходят между пацанвой! Мы с моим собеседником вскоре тоже двинулись в ту сторону, тем более, это было нам по пути. Хотя спутник и поеживался: а вдруг там дойдет до стрельбы, а шальная пуля может полететь в любую сторону… «Да это обычная подростковая драчка, – успокаивал я его, – если бы было что-то серьезное, со стрельбы и началось бы». Когда поравнялись с группой в несколько десятков человек, толпившихся в эпицентре событий, у входа в одноэтажное здание, которое выполняет в Сухуме функцию мечети, услышали голоса: «Надо его в больницу!» Еще через несколько секунд мимо нас проехала легковушка, в переднем пассажирском кресле которой сидел парень с окровавленным лицом и в полностью окрашенной кровью рубашке. «Это что ж за драка такая была!» – мелькнула мысль. При этом вырвавшийся из чьих-то рук парень на дороге бросился вслед за машиной – как бы демонстрируя намерение догнать ее и добавить «оппоненту».
И лишь поздно вечером дома прочел публикацию одного из абхазских интернет-изданий о том, что же это было. В Сухуме, сообщалось в ней, ранили Беслана Чкадуа, некоторое время назад ставшего популярным среди части пользователей Фейсбука в Абхазии:
«4 мая 2019 года, примерно в 17.30 в городе Сухуме по улице академика Сахарова, напротив Сухумской мечети, Чкадуа Беслану Дауровичу, 1986 г.р., неустановленными лицами нанесены несколько колотых ран в различные части тела. Пострадавший был доставлен в Республиканскую больницу. Прокуратурой города Сухума возбуждено уголовное дело», – сообщил начальник пресс-службы Генеральной прокуратуры Абхазии Даур Амичба. По словам главврача Республиканской больницы Аполлона Гургулия, в настоящее время Беслану Чкадуа проведена операция. «У пациента множественные колотые ранения конечностей, а также проникающие ранения в области брюшной полости и диафрагмы. Операция прошла успешно. Пациент в стабильно тяжелом состоянии. Он выкарабкается», – сказал Аполлон Гургулия».
Эта тема мгновенно стала предметом обсуждения в соцсетях. Прежде всего, в упомянутом Фейсбуке. Кстати, почему Беслан Чкадуа некоторое время назад стал «популярным среди части пользователей» абхазского сегмента этой социальной сети? Сразу вспомнилось: это тот самый молодой абхаз, который выложил в Сеть видеоролик, где он, находясь в Турции, сжигает свой российский загранпаспорт. Честно говоря, мотивы такого его поступка так и остались тогда непонятными.
И вот сейчас знакомые начали рассказывать мне об этом парне. Несколько лет назад он из Сухума попал в Соединенные Штаты Америки. Некоторые говорили: оказался под влиянием неких радикальных организаций. В последнее время стал выкладывать ролики, в которых клеймил разных людей в Абхазии, доходя до оскорблений, в том числе в адрес одной известной в обществе женщины. В Яндексе, набрав в поисковике его имя и фамилию, увидел много роликов в Ютубе, которые, судя по заголовкам, были теми самыми. Но когда пробовал их посмотреть, оказывалось, что все они удалены. И только один открылся – тот, который он записал в Америке, собираясь возвращаться в Сухум. Вот кусочек его обращения:
«Куплю себе билет до Стамбула. С одной стороны – Российская Федерация. С другой стороны – наш враг, с которым мы воевали оружием, который нас, кстати, тоже хочет захватить, – Грузия. Вот две страны, с кем мы граничим, короче. Вот я не хочу с ними контактировать, вообще ни с кем. Я решил домой морем зайти, вот так я решил, короче. Куплю себе билет до Стамбула, а из Стамбула какими-то путями доберусь, короче, до нейтральных вод. До нейтральных вод сам доберусь, ребята, короче, стану там на рейде… Вот я опасаюсь, что пограничники, «фээсбэшники», короче, Российской Федерации меня могут захватить, короче, за мои высказывания, за мою свободу, короче. У меня есть такие мысли, что такое может произойти, короче. Серьезно говорю. Хочу домой, короче, зайти, не спрашиваю у соседа, короче, разрешения. У меня есть мой зеленый паспорт, я его предъявлю на границе с Абхазией. В Апсны буду заходить, спрыгну с корабля, поплыву, короче, домой. Пожалуйста, вот, парламентеры там есть, президент и так далее. Прошу вас, организуйте, короче, так, чтобы ваш гражданин, короче, дошел домой без техпомощи, ни одного соседа, ни другого, видеть никого не хочу, короче. Хочу со своими апсуа встретиться на нейтральных водах. Со Стамбула мой кораблик поплывет, скажу так».
Честно говоря, не хочется комментировать процитированный текст; тем, кто способен отличить «парламентария» от «парламентера», и так, думаю, все понятно. И, конечно, нам всем, гражданам Абхазии, хотелось бы иметь возможность приезжать в свою страну тем маршрутом, который нас больше устраивает, как это могут делать жители всех государств – членов ООН, но мы отдаем себе отчет, что пока, в сегодняшней геополитической обстановке, это нереально.
Как было сказано еще в одном абхазском интернет-издании, Беслан Чкадуа известен своими острыми высказываниями в прямых эфирах на Фейсбуке, а также тем, что сжег свой российский паспорт. И даже снял видео после того, как прилетел из США в Турцию в середине марта этого года, и опубликовал его на своей странице в Фейсбуке. В ролике он обращался к «консульской службе» РФ, утверждая, что у него больше нет российского паспорта, а есть лишь «зеленый паспорт», т.е. абхазский. Чкадуа говорил, что хочет попасть в Абхазию через нейтральные воды, но только не через Россию и Грузию. На днях Беслан опубликовал пост с фотографией, на которой видно, что он находится на абхазо-грузинской границе. На плечо у него был накинут абхазский флаг.
После субботнего нападения на него у Сухумской мечети мнения пользователей Фейсбука разделились. Один из них опубликовал пост со словами: «Сколько еще лет должно пройти, чтобы наше абхазское государство начало защищать своих граждан? Для чего нам нужны руководители страны? Зачем нам такое правительство?.. Мне до глубины души жаль Беслана Чкадуа! Обрадовался информации, что он не умрет, будет жить! Но как он будет чувствовать себя в дальнейшем? Не останется ли он инвалидом? Меня это очень беспокоит. Да, Беслан очень дерзкий. Его много. Он, возможно, многим неудобен. Но дерзость его благородна, так как он реально переживает за весь абхазский народ, за каждого из нас». Другой с иронией ответил: «Да, конечно, очень благородный он. Настолько, что мог запросто оскорблять женщин». Автор поста вынужден был согласиться: «И это правда. Только что мне скинули видео, где он в крайне недопустимой форме выразился в отношении некоторых наших граждан. Так нельзя. И вообще мат мы должны полностью исключить из нашего лексикона». Еще один пользователь заключил: «Действительно, Бесланом были задеты честь и достоинство людей. Как человеку лично я желаю ему скорейшего полного выздоровления. Но кто ему давал право переходить на личности, оскорблять? Кто его трогал?»
Другой интернет-пользователь выложил пост: «Абхазского Че Гевару Беслана Чкадуа сегодня ранили. В тяжелом состоянии лежит в Республиканской больнице». В комментариях прозвучали сомнения: не преувеличение ли – сравнивать его с Че? Мне же подумалось о другом: а вообще-то такое сравнение – комплимент или обвинение? В свое время этот аргентинец, увлеченный идеей экспорта революции, стал идолом, кумиром революционной и левацки настроенной молодежи во всем мире. Но существует и совсем другое отношение к нему – как к психопату и безжалостному убийце.
Сегодня во второй половине дня я заглянул в кабинет главврача Республиканской больницы Аполлона Гургулия и спросил о состоянии Беслана Чкадуа. Тот отметил, что нож не задел стенок желудка пациента, и продолжил:
«Ничего, состояние стабильное. Ну, неделя нужна, чтоб раны зажили».
Тем не менее родственники стали настойчиво просить реанимобиль, чтобы вывести больного в Сочи. Гургулия это удивило, ибо в этом, по его мнению, не было никакой необходимости, но мы, сказал он, никогда в таких просьбах не отказываем. И добавил:
«Ну, а потом я попутно услышал его историю. И я говорю: «Он же фактически охаивал… А сейчас чего он в сторону России хочет ехать? Не боится?» (Смех). Ну, вот так посмеялись. Но раз уж хотят везти, пусть увозят, это их решение».
Затем мы с главврачом сошлись во мнении, что тут, вполне возможно, были опасения, что абхазские мстители не оставят раненного в покое. Сейчас Чкадуа уже находится за Псоу.
Хочу в очередной раз затронуть тему издержек интернет-эпохи. Кто обратил бы внимание на такого, как Беслан, лет пятнадцать назад? Ну, знали бы его во дворе коммунального дома… Но сейчас его «обличения» издалека, в которых не было и не могло быть ничего нового по сравнению с тем, что уже излагалось в СМИ и в соцсетях, но только добавлялась брань, перелетали через океан и в глазах единомышленников лепили из него образ бесстрашного борца за правду-матку, потенциального вождя. И он, наверное, начал это улавливать и вживаться в образ, пусть и не обладая элементарной культурой речи. Говорят, что кое-кто из восторженных пользовательниц Фейсбука уже предлагает двигать его в парламентеры… То есть, простите, в парламентарии.
Но есть и другая сторона медали: никто не вправе учинять подобную расправу над обидчиком, лишать его жизни. Для ответа есть всем известные законные средства. А такое средство может, пожалуй, укрепить в чьих-то глазах его имидж героя.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия