Accessibility links

Ново-Афонские сидения с требованиями покаяния


О. Виссарион неоднократно подчеркивал, что Ново-Афонский монастырь принадлежит Абхазской православной церкви
О. Виссарион неоднократно подчеркивал, что Ново-Афонский монастырь принадлежит Абхазской православной церкви

Три дня в приемном зале Ново-Афонского монастыря сидят представители Абхазской православной церкви во главе с иереем Виссарионом (Аплиа). Говорить о цели своего визита и требованиях, выдвигаемых руководству Священной митрополии Абхазии, иерей отказался. По словам наместника монастыря иеродиакона Давида (Сарсания), священники АПЦ требуют от председателя Совета СМА архимандрита Дорофея письменного покаяния.

В субботу около 12.00 в Ново-Афонский монастырь святого апостола Симона Кананита без предупреждения о визите прибыли представители Сухумо-Пицундской епархии Абхазской православной церкви. В составе делегации – предстоятель АПЦ о. Виссарион (Аплиаа) и священнослужители: Далмат Гопия, Матфей Тужба, о. Василиск (Лейба), иеромонах Давид Гвазава и другие. Они расположились в приемном зале монастыря и продолжают там оставаться в настоящее время. Периодически священнослужители двух православных организаций Абхазии вступают в дискуссии, общаются, но о сути бесед согласились рассказать только представители Священной митрополии.

Сегодня в Новый Афон приехал советник президента по делам религий Резо Кация, но и он не внес ясность в суть происходящего.

Резо Кация на мою просьбу проинформировать о том, что происходит, ответил следующее: «У меня есть свое мнение, безусловно, но мне не хотелось бы его сейчас озвучивать, потому что я являюсь советником президента по делам религий и мне нужно с ним встретиться. Сегодня у нас встреча не состоялась, он по состоянию здоровья не вышел на работу. Я должен пообщаться с президентом, к какому-то решению прийти, которое мы озвучим. Я знаю ровно столько же, сколько и вы через интернет, через что-то. Больше никакой информации, тем более личной, у меня нет. Я не могу ничего сказать.

Е. З.: А о позиции представителей АПЦ и о. Виссариона вы ничего сказать не можете?

Р. К.: Пусть он сам скажет свою позицию. Свою позицию он, слава богу, может выразить. Приехал сюда, здесь находится со священством, и, конечно же, свою позицию он может сказать и выразить.

Е. З.: Какие-то требования они выдвигают?

Р. К.: Я не могу добиться, еще ничего не слышал. Я пришел буквально за пятнадцать минут до вас и практически еще ни с кем не разговаривал».

Я попросила рассказать о цели визита в монастырь главу АПЦ о. Виссариона (Аплиаа), но он был суров, озвучивать свою позицию отказался и, узнав, что я представляю не государственное СМИ, сказал следующее: «Мы говорим с государственными людьми и людьми, которые имеют отношение к православным каноническим учениям. С остальными мы… нету благословения разговаривать с вами. Это таинство, ты понимаешь? Церковь – есть таинство, мы сейчас не можем это таинство, это таинство церковное, как говорится… Вот мы священники сюда же не пришли с людьми говорить, и у нас разговор только со священниками. С церковью, с этим великим таинством. Все. Мне нечего тебе сказать».

О том, что происходило в эти дни в Ново-Афонском монастыре, поведал его наместник иеродиакон Давид (Сарсания): «О. Дорофей пришел к ним приемный зал, и началась дискуссия при моем участии. О. Виссарион посвящает обычно долгое время некой прелюдии, где он затрагивает историю. Но суть его обращения к о. Дорофею была направлена на то, что о. Дорофей должен написать ему покаянное письмо. О. Дорофей говорил ему ранее и в тот день сказал, что такого письма с его стороны не будет. То, что они между собой неоднократно просили друг у друга прощения, – это факт, и я могу это подтвердить. Но, когда о. Дорофей высказал свою позицию, о. Виссарион, к сожалению, начал высказывать такие вещи, которые были оскорбительны в адрес о. Дорофея. И это послужило тому, что о. Дорофей просто встал и покинул дискуссию. И в течение последних двух дней никаким образом не участвует ни в каких встречах и разговорах с о. Виссарионом».

В воскресенье после богослужения часть паствы Священной митрополии выразила желание встретиться с о. Виссарионом. Об этой встрече о. Давид (Сарсания) сообщил следующее: «Они выразили о. Виссариону свое единогласное мнение о том, что для них о. Дорофей является каноническим священником. И что они также молятся за о. Виссариона и желали бы быть в единстве, но только просят о. Виссариона прекратить травлю о. Дорофея. О. Виссарион имел вчера возможность выслушать мнение верующих православных абхазов, которые свою точку зрения ему очень корректно изложили. Общественность Нового Афона также высказывается о том, что никакого признания запрета в служении о. Дорофея они не поддерживают и не признают, и обращаются к о. Виссариону с просьбой ходатайствовать перед Русской православной церковью об отмене запрета на служение о. Дорофея в лоне РПЦ. Вот с этой просьбой мы неоднократно подходим к о. Виссариону, но о. Виссарион почему-то остается непреклонен, и поэтому мы находимся в тупике».

Свои впечатления от общения с представителями Сухумо-Пицундской епархии Абхазской православной церкви о. Давид выразил так: «Я вижу, что некоторые священнослужители уже устали и хотят домой к своим семьям. Вчера в воскресный день не было богослужений в нескольких храмах Абхазии только потому, что о. Виссарион этих священнослужителей заставляет оставаться рядом с ним в монастыре».

О. Виссарион неоднократно подчеркивал, что Ново-Афонский монастырь принадлежит Абхазской православной церкви. По мнению о. Давида (Сарсания), пребывая в нем, о. Виссарион стремится подчеркнуть, что является его хозяином. Но Ново-Афонский монастырь принадлежит всем верующим и всему народу Абхазии, говорит о. Давид, в том числе и верующим Священной митрополии.

В настоящее время бдение в монастыре продолжается. О. Давид занимается устройством быта новоафонских гостей, заботится о том, чтобы никто не голодал и не был лишен комфорта.

Церковный раскол, который уже много лет тревожит православных в Абхазии и за ее пределами, священнослужители двух православных организаций – Сухумо-Пицундской епархии Абхазской православной церкви и Священной митрополии Абхазии – никак не могут преодолеть.

Священная митрополия Абхазии, которую возглавляет архимандрит Дорофей (Дбар), базируется в Ново-Афонском монастыре. Сухумо-Пицундская епархия Абхазской православной церкви, возглавляемая иереем Виссарионом (Аплиаа), управляется из главного кафедрального собора в Сухуме.

В 2010 году премьер-министр Сергей Шамба передал в ведение АПЦ 38 церковных объектов, в том числе монастырь и все храмы Нового Афона. На этом основании о. Виссарион (Аплиаа) регулярно выдвигает требование к священнослужителям СМА о возвращении новоафонских церковных святынь.

По просьбе о. Виссариона руководством Русской православной церкви на о. Дорофея был наложен запрет в служении.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG