Accessibility links

Дело Сафарова: адвокаты задали еврейский вопрос


Опрос Георгия Марджанишвили в общей сложности продлился более часа. За ним были опрошены два следователя – Анзор Жамирашвили и Ираклий Цагурия
Опрос Георгия Марджанишвили в общей сложности продлился более часа. За ним были опрошены два следователя – Анзор Жамирашвили и Ираклий Цагурия

Тбилисский городской суд продолжает рассматривать дело об убийстве грузинского правозащитника Виталия Сафарова. 7 июня состоялось девятое заседание, в ходе которого были заслушаны показания двух следователей, а также друга и коллеги Сафарова – Георгия Марджанишвили.

В зале суда – а на сей раз это зал под номером 13 – снова тесно. К свидетельской трибуне выходит Георгий Марджанишвили, исполнительный директор Центра вовлеченности и развития – той самой неправительственной организации, в которой работал Виталий Сафаров. Он был убит на рассвете 30 сентября 2018 года. В групповом убийстве, совершенном на почве национальной нетерпимости, обвиняются Автандил Канделакишвили и Георгий Сохадзе, он же Слэйер.

Судья просит рассказать Георгия Марджанишвили, что он знает об убийстве своего коллеги и друга. Марджанишвили начинает с того, как узнал о произошедшем, как потом начал обзванивать знакомых барменов, как вышел на очевидцев, со слов которых узнал, что конфликт той сентябрьской ночью начался с темы Грузии: Виталий Сафаров попытался примирить стороны, сказав, что он – еврей, но любит страну, в которой родился и вырос. Узнав от очевидцев, что задержанные состоят в неонацистской группировке, говорит Марджанишвили, он решил изучить их деятельность, провести своего рода расследование:

Дело Сафарова: адвокаты задали еврейский вопрос
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:56 0:00
Скачать

Марджанишвили: В социальных сетях нашел их группы. Были видео с разными надписями – например, «грузинские нацисты», в то же время лица на видео скрыты. Но в одном из них на 10-й секунде видно лицо Канделакишвили и рядом текст: «Твое тело принадлежит не тебе, а расе»...

Адвокат Зураб Бегиашвили: Вы эксперт?

Судья Шорена Гунцадзе адвокату: Потерпите.

Адвокат: Я не могу терпеть.

Судья: Что значит – не можете?

Марджанишвили: Есть фотографии, где видна татуировка на теле Канделакишвили – свастика.

Адвокат: Судья, свидетель открывает персональную информацию моего подзащитного. Свидетель дискредитирует моего подзащитного.

Судья: Протест принят.

Дальше с протестами выступал по большей части прокурор, и практически все эти протесты судья удовлетворила. Более того, она несколько раз обвинила адвокатов в оказании давления на Марджанишвили и даже пообещала прекратить опрос свидетеля, если характер и тон вопросов не изменится. Речь идет о фразах такого типа:

Адвокат Малхаз Салакая: Вы сказали: «Виталий засмеялся» (фраза произнесена с ошибкой). Вы грузин по национальности?

Марджанишвили: Да.

Адвокат: И со стороны матери?

(отклонено)

Адвокат: Эту тему вы начали. Я не виноват. Что вы думаете о родстве армян и евреев? (…) Фамилия матери Виталия Сафарова – Аланакян. Вы видели ее свидетельство о рождении?

(отклонено)

Адвокат: Откуда вы тогда знали, что Марина Аланакян еврейка?

(отклонено)

Адвокат: Как вы думаете, не использовал ли Виталий Сафаров еврейскую тему, для того чтобы попасть в вашу организацию и возглавить общину?

(отклонено)

Адвокат: На вашем банковском счете появилось пять тысяч лари. Не связано ли увеличение ваших дивидендов с тем, что кто-то финансирует вас за то, что вы манипулируете душой Сафарова?

Судья адвокату: Ведите себя корректно! В зале находится пострадавшая сторона!

Адвокат: Вы не раз говорили, что Виталий был спокойным, уравновешенным человеком. Между тем бар «Варшава» и аналогичные места, по вашим же словам, неспокойные. Так почему он и вы ходили туда? Не для того ли, чтобы спровоцировать людей, развязать конфликты на этнической почве, а потом получать гранты и ездить заграницу – то, что вы сейчас получаете за манипулирование душой Сафарова?

(отклонено)

Адвокат: Виталий Сафаров был сильно пьян в день смерти. Чем вы можете объяснить тот факт, что вы характеризуете его, как спокойного человека, в то время когда он скончался в довольно неспокойных обстоятельствах, сильно пьяным?

(отклонено)

Опрос Георгия Марджанишвили в общей сложности продлился более часа. За ним были опрошены два следователя – Анзор Жамирашвили и Ираклий Цагурия. Вопросы опять-таки в основном задавала сторона защиты. Главным образом они касались следственных мероприятий, которые проводились в отношении двух фигурантов дела, которые проходят в нем в качестве свидетелей. Это один из непосредственных участников конфликта – Николоз Шанава – друг обвиняемых, свидетельствовавший против них, и Зураб Морчиладзе, который был знаком с обеими сторонами конфликта. Шанава адвокат Зураб Бегиашвили в ходе опроса свидетелей назвал убийцей. После заседания, правда, сказал, что он адвокат по признанию, а не обвинитель, но, как он говорит, есть обоснованные подозрения, что именно эти два свидетеля имеют отношение к преступлению, а органы покрывают их:

«Морчиладзе – офицер грузинской армии. Для Министерства обороны это могло стать новым скандалом, если бы стало известно, что их офицер был замешан в убийстве, совершенном якобы на почве национальной нетерпимости (…) Поэтому он подвергся очень сильному давлению, с ним расправились физически, у него было сотрясение мозга – его заставили дать ту информацию, которая им была нужна, и сделали его «золотым свидетелем», как и Шанава. Как выяснилось, отпечатки его рук не были сняты в первые часы и минуты после убийства. Я не обвинитель, не обвиняю их, но рассмотрение дела показывает, что эти обоснованные подозрения в деле существуют», – сказал Бегиашвили.

Прокурор Михаил Чхеидзе между тем исключает, что на скамье подсудимых может оказаться кто-либо, кроме тех, кто ее уже занял.

«Из данного уголовного дела выделено еще одно в отношении тех людей, которые могли стать свидетелями преступления, но не заявили об этом. В части касающейся убийства следствие длилось почти семь месяцев и исчерпало все аспекты, касающиеся свидетелей и всех возможных экспертиз. Все доказательства указывают на то, что убийство совершили Георгий Сохадзе и Автандил Канделакишвили».

Следующее заседание по делу об убийстве Виталия Сафарова состоится 13 июня.

XS
SM
MD
LG