Вчера Абхазию покинул медвежонок Балу, который нашел себе временное пристанище в приюте для собак «ТОПА». Его мать убили охотники, а медвежонок был куплен для коммерческих целей и сидел на цепи в Рицинском ущелье. Зоозащитники привлекли внимание общественности к его судьбе, два месяца ушло на решение разных проблем, и вот сегодня он должен прибыть в подмосковный фонд защиты диких животных, который станет его новым домом.
История Балу началась несколько месяцев тому назад с фотографии сидящего на цепи на девятом километре Рицинского ущелья медвежонка, которая была выставлена в Instagram Надеждой Трифоновой, туристкой из Нижнего Новгорода. Она же сообщила об этом факте в Генеральную прокуратуру Абхазии, куда позже стали обращаться с жалобами на неподобающее содержание животного самые разные люди.
Выяснилось, что мать медвежонка убили охотники на горе Хабью. Потом, по объявлению в интернете, его приобрел житель села Дурипш Саид Джения. Медвежонку на тот момент было около трех недель.
Как история Балу получила широкое освещение, рассказала зоозащитница и хозяйка приюта для бездомных собак «ТОПА», который находится в селе Сальме в Гагрском районе Абхазии, Саида Отырба: «Полтора месяца тому назад в интернете появилась первая его фотография и сигнал SOS о том, что по ущелью на дороге на озеро Рица на цепи сидит медвежонок. Соцсети быстро перепостили и по всему миру пошла фотография, как медвежонок мучается на цепи. Зоозащитники России обратились в прокуратуру Абхазии, но, так как у нас закона о защите животных не существует, прокуратура поехала на место, посмотрела на медведя, они оштрафовали хозяина на 1800 рублей, а медведя так на месте и оставили. Прошло буквально две недели, хозяева позвонили мне и сказали, что у Балу очень сложный характер, они его взяли для работы, чтобы с ним фотографироваться, но не получается. Сложно смотреть за медведем, усмирить характер невозможно, и они мне его отдали».
У Саиды Отырба не было особых проблем с характером Балу. Он, конечно, слегка покусал ее и супруга, когда они транспортировали его из Рицинского ущелья, но уже через три дня стал ручным и ласковым.
А дальше, по словам Саиды Отырба, включились зоозащитники из разных стран и взяли шефство над мишкой-белошейкой из Абхазии: «Зная, что в Абхазии есть приют, все начали звонить мне, появился общий чат по спасению Балу, где мы обговаривали варианты. Я рассчитывала на поддержку нашего государства, потому что пересечение границы – это большая проблема, но, к сожалению, никто не отозвался. Пришлось забирать Балу и работать по документам самой. Когда мы перевозили его из Рицинского ущелья, он в клетку не сел, а сел поверх клетки. У нас есть видео, как мой супруг всю дорогу его кормит из соски. Вот эта соска нас спасла, он ел всю дорогу, и мы довезли его до передержки. Передержка у нас была в селе Алахадзы. Я попросила своего родного брата, потому что в приют забирать его было небезопасно. Мы боялись, что он убежит по дороге, а когда мы приехали в Алахадзы, он уже сел в клетку. Мы привязали его на три дня, и в течение трех дней зоозащитники из России и Европы собрали ему на вольер 25 тысяч рублей. Мы купили ему большой, просторный вольер, где он находился месяц. И вот потом мы его забрали в приют. Он у нас в приюте находился месяц».
Обитатели приюта «ТОПА» сначала восприняли соседа с большим удивлением, многие лаяли на него, но постепенно собаки с ним подружились и даже ели из одной миски. Наиболее спокойные собаки вместе с Саидой заходили в вольер к Балу, медвежонок давал себя ласкать, но нервничал, когда кончался его любимый тыквенный сок.
Важную роль в судьбе Балу сыграл Эдгар, ведущий YouTube-канала «ПРОЕКТ МАГНИТ». Он натолкнулся на информацию о маленьком медвежонке, сидящем на цепи в Абхазии, сделал видеоролик, дал реквизиты счета абхазского фонда помощи домашним животным «Багира», который основала Саида Отырба. Он призвал всех неравнодушных людей помочь переправить медвежонка в специализированный приют для диких животных в Подмосковье, который возглавляет Дарья Сергеевна Тараскина.
И вот вчера в два часа ночи Балу покинул приют в Сальме. Путешествие медвежонка в Подмосковье – непростое для него событие, но организаторы постарались сделать все возможное, чтобы оно не было травматичным.
Саида Отырба: «Я безумно рада, потому что в дальнейшем его ждет, конечно, лучшая судьба, конечно, ему не место в приюте с собаками. Он уехал в специализированный центр по спасению животных, он называется «БИМ», находится под Москвой в Орехово-Зуево. Там около двадцати медведей они уже спасли. Сейчас он в пути. В восемь часов вечера он пребывает на место. Самое сложное было сделать такой ящик, чтобы он его не разломал, чтобы ему было комфортно, чтобы у него не было депрессии, чтобы он не боялся. Ведь ему – всего четыре месяца, это ребенок. Сначала соорудили этот ящик, потом заказали машины. Одна машина перевезла его через границу, вторая машина из Сочи уже повезла в Москву».
Медвежонку Балу помогали добрые люди из России, Австрии, Канады, Германии и других стран, многие из них являются подписчиками абхазского Фонда помощи домашним животным «Багира».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия