Accessibility links

Эдуард Кокойты: «Сначала мне показалось, что это программа «Розыгрыш»...


Эдуард Кокойты (слева) и Сергей Багапш на внеочередной сессии Совета Федерации РФ. Москва, 25 августа 2008 г.
Эдуард Кокойты (слева) и Сергей Багапш на внеочередной сессии Совета Федерации РФ. Москва, 25 августа 2008 г.

В Южной Осетии отмечают одиннадцатую годовщину признания независимости Российской Федерацией. «Эхо Кавказа» пообщалось с человеком, который в те дни возглавлял республику, – Эдуардом Кокойты.

Ирина Келехсаева: Эдуард Джабеевич, вернемся к событиям одиннадцатилетней давности. Интересны ваши воспоминания о том, что происходило 26 августа 2008 года?

Эдуард Кокойты: Ну, прежде всего, хотел бы поздравить весь героический народ республики Южная Осетия с этим замечательным праздником. Сколько бы времени не прошло, для нас эта дата навсегда останется великим праздником. Поэтому хотел бы поздравить весь народ, поблагодарить защитников, своих боевых друзей. Это и Министерство обороны, это сотрудники Министерства внутренних дел, ОМОН, ОСОМ КГБ, Госохрана, СОБР. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить с этим праздником и братский абхазский народ, потому что мы к этому шли вместе. И вспомнить светлую память всех, кто отдал свою жизнь и не дожил до этого прекрасного дня. Безусловно, это историческое событие и в жизни осетинского, и абхазского народов. И в этом день мы должны высказать слова огромной благодарности Российской Федерации за то решение, мужественное решение, с политической точки зрения. Хотел бы сказать, что это героическое решение руководства Российской Федерации о признании Южной Осетии и Абхазии. Говорю так, потому что знаю, что тогда на руководство РФ оказывалось давление. Не только внешнее: здесь, в самой России, были те внутренние силы, которые склоняли к тому, чтобы мы с руководством Абхазии, с покойным Сергеем Васильевиче Багапшем (светлая ему память), склонились к такому решению, чтобы признать, прийти к конфедерации с Грузией. Тогда мы с Сергеем Васильевичем отстояли свою позицию и довели до высшего руководства РФ то, что наши народы будут стремиться только к независимости.

Скачать

Для нас, для Южной Осетии, есть два варианта – или признание со стороны России, или вхождение в ее состав. Вы знаете, это для меня не просто дата, это еще и свершение той жизненной цели, которую я ставил перед собой и как осетин, и как на тот период глава республики Южная Осетия. Мы должны сегодня дорожить этой великой победой, потому что это боль, это страдания всего нашего народа. Мы должны дорожить этим, а не разменивать на всякие сиюминутные политические выгоды отдельных политических сил, я так и скажу: случайно пришедших к власти на определенной волне.

И.К.: Для вас было неожиданным заявление Дмитрия Медведева, или вы были готовы и знали о том, что оно прозвучит?

Э.К.: Вы знаете, в большей степени это все же было неожиданностью. Я еще раз повторю, что, зная о том, какое давление оказывалось на руководство России, зная, какие определенные политические силы внутри России, с каким подходом подходили к этому вопросу. Сегодня, говоря о руководстве России и о президенте РФ, хотел бы выразить слова огромной благодарности всем тогда сенаторам и всем депутатам Госдумы, которые единогласно приняли вот это решение, обращение к президенту РФ о признании государственной независимости Южной Осетии и Республики Абхазия

И.К.: А вы помните тот день, как он проходил у вас?

Э.К.: Конечно, помню (улыбается). В тот день, после того как Совет Федерации, потом уже Государственная Дума РФ приняли это обращение к президенту Российской Федерации, меня пригласили дать интервью Russia Today, где, находясь в студии, вернее, на следующий день находясь в студии, вдруг стало шумно. Как-то открылись двери в студию, и стало шумно. И я как-то в основном отреагировал на шум своей охраны, ребят, которые меня сопровождали. Но впереди шла Маргарита Симоньян, которая вбежала в студию и заявила: Эдуард Джабеевич, я вас поздравляю, Россия признала государственную независимость Южной Осетии. Знаете, в первую очередь мне показалось, что это передача «Розыгрыш». Я сидел и не проявил никаких эмоций. И уже обратив внимание на сотрудников охраны, – у них от радости слезы на глазах. Я по-осетински их переспросил: это правда?! И когда они мне подтвердили, что это так, знаете, у меня ощущение, что вот это та цель жизни, к которой ты стремишься, и вдруг это свершилось. Знаете, какое-то непередаваемое на словах ощущение. Я просто взял, молча отключил микрофон, вышел в большой зал, где было около десятков телевизоров с разными каналами по всему миру и везде показывали Дмитрия Анатольевича Медведева и его обращение, потому что это была новостная молния. Я стоял перед этими телевизорами, смотрел на все это, и, если честно, у меня у самого слезы радости наворачивались на глаза. Тогда я только понял, что наконец мой народ пришел к тому, к чему мы стремились все это время.

И.К.: Я еще помню историю, как вы говорили, что не выпьете, пока не признают Южную Осетию

Э.К.: Это отдельная история. Это было 21 сентября 2004 года, в Рождество Пресвятой Богородицы. Находясь в часовне в селение Зиулет с родными, я подходил к алтарю, чтобы помолиться, и там, вот не знаю, вот это на меня нашло, и я там поклялся, что больше ни грамма не выпью до тех пор, пока молитвы людей, впереди стоящих, пока молитвы всех этих людей не свершатся, и пока у меня есть какая-то возможность это делать, и пока я это не сделаю, я больше пить не буду, пока не будет признания независимости Южной Осетии, стабильности и мира. Ну, я поклялся, я это слово держал. И так получилось, что, как раз находясь 26 августа в студии, мне многие задавали этот вопрос, меня приглашали там где-то посидеть, но я сказал, что в этот день должен обязательно быть в Осетии вместе с моим народом, отметить этот праздник. И 27 августа... 26 я уже попросил, дал из Москвы поручение, чтобы организовали народный сход на центральной площади города Цхинвала, и, действительно, выполнил ту клятву, то обещание, которые давал перед старшими своей фамилии и своим народом. И, конечно, это была тяжелая, но очень приятная миссия, когда я выпил вот эту трехлитровую осетинскую чашу.

И.К.: Как вы считаете, государству Южная Осетия что удалось пройти за одиннадцать лет после признания, а чего пока сделать не удалось?

Э.К.: Самое главное для нашего народа – это мир, стабильность, это сближение с великой Россией. А то, что есть нюансы, даже, можно сказать, есть определенные тревожные такие шаги, которые уводят с того основного вектора политического и государственного развития и со стратегического партнерства и союза с Российской федерацией. Есть такие моменты, когда у нас декларируют дружбу и братство с великой Россией, а на самом деле свою ложку дегтя в эту великую большую бочку нашего мирного братского меда вносят определенные политические силы. В том числе, я хочу сказать с большой тревогой, что определенные внешние силы своими действиями дискредитируют этот великий союз, и нам нужно быть очень внимательными. Я так думаю, эйфория давно уже должна была пройти. Нам нужно строить наши отношения и совместно отвечать перед этими вызовами, которые стоят перед нашими обществами. Вот мы уже готовимся к тому, чтобы отметить 75-летие великой победы, но мы видим, как многие начинают искажать эту историю, как многие хотят принизить роль наших дедов в этой великой войне.

Точно так же за эти 11 лет, у нас точно так же пытаются украсть нашу победу, переиначить все, что там происходило. И нас определенные силы потихоньку склоняют к тому, против чего мы в свое время с Сергеем Васильевичем Багапшем вместе с нашими народами противостояли – это возвращение в лоно Грузии в какой бы то ни было форме. Этого не должно быть, и к этому мы никогда не должны скатиться. Конечно, это великий праздник (26 августа), сегодня мы должны говорить о радостном, но вот эти тревожные ноты должны нас еще раз мобилизовать, консолидировать. Мы видим, когда героев Осетии – там и просьбы бывшего руководства, трех президентов, и просьбы героев Осетии игнорируются. Героев Осетии сажают по непонятным причинам (дело полковника СВР Георгия Кабисова). А также делается все для того, чтобы дискредитировать Южную Осетию в глазах Российской Федерации. Также определенными силами делается так, чтобы дискредитировать Россию в глазах народа Южной Осетии.

Ну и отдельные слова благодарности, хочу сказать сегодня, конечно же, братской Северной Осетии, тогда главе республики Северная Осетия Таймуразу Дзамбековичу Мамсурову, всем, кто в те трудные минуты встал рядом с нами. Вот эта братская поддержка нам, конечно, помогала преодолевать все вызовы, с которыми нам пришлось столкнуться.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG