Вчера СМИ распространили сообщение со ссылкой на пресс-службу Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, что в минувшем августе – «пиковом» месяце туристической сферы – российские пограничники оформили на въезд в Абхазию и выезд из республики более 1 миллиона 900 тысяч человек, что на 6,9% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Автомобильный же поток в августе увеличился на 8% и составил порядка 295 тысяч транспортных средств.
Всего за восемь месяцев с начала 2019 года российско-абхазскую границу пересекли более 8,5 миллиона человек, что на 8,4% выше по сравнению с прошлым годом. В сравнении с 2018 годом транспортный поток вырос почти на 11,7%. В настоящее время российско-абхазскую границу в обе стороны ежесуточно пересекает в среднем 50 тысяч человек и порядка 9,5 тысячи транспортных средств. Конечно, в числе пересекающих границу далеко не все туристы, значительную их часть составляют жители обеих стран, совершающие деловые, в основном однодневные поездки, в частности, граждане Абхазии, работающие в Сочи, но рост пересечений в процентах к прошлому году приходится, надо полагать, именно на туристов.
Появление этих оптимистических статданных cовпало с 11-летием со дня подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Абхазией и Российской Федерацией. А затем, во второй половине вчерашнего дня, они были весомо дополнены на приуроченном к этой дате брифинге Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Абхазии Алексея Двинянина.
Оценивая развитие отношений между двумя странами, он привел цифры товарооборота:
«Торговый оборот Абхазии за первое полугодие текущего года составил 11 миллиардов 689 миллионов рублей. Этот показатель выше прошлогоднего на 11%. Важно, на мой взгляд, отметить, что в структуре внешней торговли Абхазии по группам стран особое место занимает Российская Федерация – как важнейший партнер. На долю России в первом полугодии текущего года пришлось 56% общего объема товарооборота Абхазии».
На втором месте Турция с 12%, на третьем Молдавия – 3%. А в общем объеме импорта Абхазии на Россию пришлось 66%.
«У нас успешно действует Инвестиционная программа социально-экономического развития Абхазии. На текущий год в нее заложено около 1,7 миллиарда рублей, также был выделен миллиард рублей на зарплаты и пенсии бюджетникам, проживающим и работающим в Абхазии, и 500 миллионов рублей Россия выделила на укрепление банковской сферы Абхазии», – напомнил посол России в Абхазии. В то же время Алексей Двинянин назвал «отрадным фактом» рост собственного бюджета республики.
Немало внимания он уделил укреплению безопасности. «У нас заключена масса соглашений в военной области; недавно министр обороны Абхазии летал в Москву, где подписал дополнительное соглашение о финансировании процесса модернизации Вооруженных сил Абхазии», – отметил посол. По его словам, успешно осуществляется процесс реализации соглашения об охране внешних границ Абхазии Пограничной службой ФСБ России. «Граница между Абхазией и Грузией по-прежнему остается хрупкой и требует пристального внимания», – сказал Двинянин.
Посол России в Абхазии продолжил:
«В этом году, месяц назад, в Грузии прошли учения НАТО «Проворный дух», в которых приняли участие, если я не ошибаюсь, порядка 13 государств – членов НАТО. Причем, что нас волнует, что с каждым годом в этих учениях принимает участие все большее количество стран, и они приобретают все более наступательный характер. Есть информация о развитии тесного сотрудничества в сфере обороны и безопасности Грузии с Соединенными Штатами Америки на двусторонней основе. Так, как нам известно, готовится новое соглашение в этой области между Грузией и США, которое предусматривает размещение американских инструкторов на территории Грузии, что, естественно, тоже вызывает большие опасения. Поэтому приятно, что в сфере обороны и безопасности у нас заключены крайне серьезные и прочные отношения, которые позволяют двум государствам – Российской Федерации и Республике Абхазия – дать отпор любому врагу».
Коснулся посол России в Абхазии и темы Женевских дискуссий, в которых он принимал участие с момента появления площадки в 2008 году до его назначения послом в Абхазии в 2018 году. «Я неоднократно слышал и от простых жителей Абхазии и встречал в прессе вопрос: стоит ли участвовать и тратить деньги на поездки делегации в Женеву? Мой ответ на этот вопрос однозначный – стоит, потому что Женевские дискуссии на сегодня являются, к сожалению, пока единственной международной площадкой для полноценного и равноправного участия делегации Абхазии на международной арене», – отметил Двинянин. И продолжил:
«Как известно, в Женеве обсуждаются две группы вопросов. С одной стороны, это вопросы безопасности, с другой – это гуманитарные вопросы. И если в сфере безопасности прогресс оставляет желать лучшего (хотя нам удалось в 2009 году в рамках Женевских дискуссий заключить неформальное соглашение о создании механизма предотвращения и реагирования на инциденты в районе грузино- югоосетинской и грузино-абхазской границ), то в гуманитарной группе прогресс более очевиден. В частности, что касается Республики Абхазия, то, по моей информации, там достигнуты определенные соглашения по экологической сфере, по обмену архивными данными, по другим гуманитарным контактам. Хотел бы обратить еще ваше внимание на утверждение грузин и их западных покровителей о существовании некоего, я цитирую, соглашения о прекращении огня. Хочу вам ответственно, перед телекамерами и микрофонами заявить: такого соглашения не существует в природе. Когда грузины заявляют, что Россия, либо Абхазия, либо Южная Осетия не соблюдают соглашение о прекращении огня, это откровенная ложь. Такого соглашения не существует в принципе. И когда я неоднократно в Женеве говорил своим грузинским коллегам: «Покажите мне этот текст на бумаге» – они лишь разводили руками: «Он у вас должен быть». Но как можно утверждать, что существует некое соглашение, не имея его на руках?»
Посол России сказал также, что стабильность очень важна для развития Абхазии, поэтому он пожелал конструктивного диалога между всеми политическими силами и этническими группами в республике.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия