Провести ряд изменений в Трудовом кодексе предлагает депутат грузинского парламента от правящей партии Дмитрий Цкитишвили. Несмотря на то что инициатива пока фактически находится на стадии разработки, она уже вызвала много споров.
Сколько часов в неделю человек должен проводить на работе? На сегодняшний день, в условиях отсутствия каких-либо ограничений, – сколько угодно. Вернее, столько, сколько решит наниматель. Инициатива, о которой сейчас идет речь, предлагает ввести определенный лимит. Это 40 + 8 часов, где 40 – это максимальное количество основных часов работы, а 8 – сверхурочных. Эта задумка была воспринята неоднозначно. Появились вопросы: что если человек согласен и хочет работать больше, что делать тем, кто занимается интеллектуальным трудом и не придерживается строгих временных ограничений, и, наконец, значит ли это, что устроиться на вторую работу при желании человек уже не сможет?
По словам автора инициативы – Дмитрия Цкитишвили, этот пункт будет работать на трудоустроенного, а не против него. Другими словами, воспользоваться своим правом на восьмичасовой рабочий день человек сможет в том случае, если сам этого захочет. Здесь по большей части речь идет о людях, к примеру, работающих в сфере обслуживания, которым порой приходится работать до 70 часов в неделю.
«Создается стандарт – что следует считать нормированным графиком, что сверхурочными. Если человек хочет работать больше – нет никакой проблемы: он может работать где захочет и сколько захочет. Но если у него возникнут проблемы с нанимателем, который будет требовать от работника работать сверхурочно, то теперь никто не сможет уволить сотрудника из-за того, что он отказался проработать 12 часов. Появляется законная гарантия защиты. Согласно инициативе, человеку, если его все-таки выгонят с работы, не придется идти в суд – будет механизм незамедлительного реагирования в виде инспекции труда. В суде каждое такое дело заканчивается победой работника, но это очень длительный процесс», – говорит Дмитрий Цкитишвили.
Проблема этой инициативы в том, что она устанавливает более высокие стандарты, нежели те, что указаны в директивах Евросоюза, говорит исполнительный директор Ассоциации бизнеса Грузии Леван Вепхвадзе. В пакете изменений, который пока не является законченной версией законопроекта, есть ряд аспектов, содержащих серьезные риски, считает он. К примеру, право на солидарную забастовку. Что оно предусматривает? Любой забастовке, согласно действующему законодательству, предшествует подготовительный период: работники должны предупредить нанимателя о намерении пройти процесс медиации и прочее. А солидарная забастовка – это право работников других организаций выразить свою поддержку бастующим, а также прибегнуть к этой мере без какого-либо предупреждения. Так, к слову, в ходе одной из последних забастовок шахтеров в Чиатуре поступили представители ряда сфер и тем самым нарушили закон. Если право на социальную забастовку будет прописано в окончательной версии законопроекта, а потом и поддержано парламентом, – нарушением это быть перестанет. И именно в этом видит определенные риски исполнительный директор Ассоциации бизнеса Грузии Леван Вепхвадзе:
«Я думаю, что это может таить опасность в политическом ключе. Все мы хорошо знаем, что перед выборами эта норма может быть использована немного иначе и страна может оказаться перед серьезными рисками. Я полагаю, что с такими нормами мы должны быть осторожны (...) В целом, мы видим потенциальные риски по ряду пунктов инициативы. Но, возможно, ошибаемся мы, а, возможно, авторы (инициативы). Давайте сойдемся на том, что эти риски, недостатки или же какие-то позитивные аспекты, которые могут быть у этой инициативы, нужно оценить по определенному стандарту. Это стандарт Евросоюза – RIA – оценка регулирующего воздействия – документ, который должен показать, какая выгода будет для общества после принятия этого законопроекта. Ведь для кого-то он принесет пользу, а кому-то придется заплатить определенную цену, поэтому следует установить: нетто-прибыль будет от него положительной или отрицательной».
Центр по изучению и мониторингу прав человека, активно занимающийся темой труда, на данном этапе детальную оценку инициативе не дает. Это будет сделано чуть позже, заявляют там. Впрочем, поддержку начинанию НПО уже выразила.
«EMC (Центр по изучению и мониторингу прав человека) поддерживает идею создания в сфере труда таких материальных и институционных стандартов, которые защитят людей от эксплуатации и недостойного труда. Проведение гуманной и социальной политики труда нуждается во введении дополнительных регуляций – в том числе в вопросе сверхурочного труда и его оплаты, определения размера минимальной зарплаты, создания эффективных институционных механизмов для эффектного мониторинга условий труда. EMC надеется, что инициированный процесс будет поддержан парламентом и правительством, и реальное улучшение законодательства в сфере труда станет возможным», – сказано в заявлении Центра по изучению и мониторингу прав человека.
Ожидается, что разработка окончательной версии законопроекта будет завершена к концу месяца.