Прокуратура Грузии продолжает расследование по факту скандального списка заключенных, помилованных президентом Саломе Зурабишвили. Из-за скандального списка как оппоненты власти, так и сами представители правящей силы «Грузинская мечта» не устают критиковать Саломе Зурабишвили. Что подталкивает многих забегать вперед и искать ответы на вопросы, в каких случаях и как начинается процедура импичмента президента по новой Конституции?
«И у меня возникает вопрос», – сказала вице-премьер, министр инфраструктуры и регионального развития Майя Цкитишвили по поводу скандального списка помилованных президентом. Она оставалась чуть ли не единственным представителем власти, кто до сегодняшнего дня публично не осудил тот факт, что среди 34 помилованных президентом оказались убийца полицейского, наркореализатор и другие лица, осужденные за тяжкие преступления, к тому же один помилованный вообще оказался не в тюрьме, а в розыске.
«Когда в наших учреждениях по исполнению наказаний находятся осужденные за гораздо менее тяжкие преступления женщины, матери, молодые люди, – в какой степени заслужили помилования те 34 человека из тысяч, обратившихся к президенту с той же просьбой?» – задалась вопросом министр Цкитишвили. Ответов она ждет от расследования.
Между тем в прокуратуру сегодня на допрос были приглашены представители семей Коиава и Отхмезури. Именно их родственников лишили жизни те заключенные, которых президент помиловала 28 августа. Допроса ожидает и парламентский секретарь президента Дмитрий Габуния, чтобы опровергнуть обвинения в свой адрес. В оппозиционной «Европейской Грузии» его назвали одним из «авторов» списка помилованных, составленного, по их мнению, по коррупционной схеме.
В стане оппозиции настаивают и на допросе президента Зурабишвили. В случае необходимости ничего против этого не имеют и представители правящей «Грузинской мечты». Расследование не должно длиться вечно, парируют в ответ оппоненты власти.
«Мы должны дождаться итогов расследования. Но если оно не даст результатов за разумное время, то «Европейская Грузия» инициирует в парламенте создание комиссии по расследованию, и уже мы, парламентарии, расследуем это дело, если у прокуратуры не окажется на это соответствующей воли», – говорит депутат Отар Кахидзе.
Разумным временем для получения промежуточных итогов расследования Отар Кахидзе считает один месяц. На этом фоне слово «импичмент» постепенно стало ложиться на слух общественности. После того как Саломе Зурабишвили стала президентом, в силу вступила отредактированная Конституция Грузии, в которой изменена процедура импичмента. О ней рассказывает конституционалист, ассоциированный профессор Школы права Университета Ильи Константин Чокорая:
«На основании выявления признаков нарушения Конституции или преступлений в действиях президента необходимо, чтобы 50 депутатов (1/3 состава парламента) поставили вопрос об импичменте. После этого он направляется в Конституционный суд Грузии, который оценит законность действий президента. В случае положительного ответа (суда) для приостановления полномочий президента необходимо, чтобы «за» проголосовали 2/3 (две трети) парламента (100 депутатов), и только после этого можно начать против президента уголовное преследование».
Конституционалист напоминает, что Саломе Зурабишвили – последний президент, избранный прямым голосованием. В случае ее отставки, нового президента Грузия будет выбирать уже путем непрямого голосования:
«Для этого будет создана избирательная коллегия из 300 человек. В нее войдут все 150 депутатов парламента, представители автономных республик Аджарии и Абхазии (в изгнании), а также местных органов самоуправления с учетом партийных и региональных пропорций. Выборы должны пройти в течение 45 дней после приостановления полномочий действующего президента. Кандидатов в президенты могут выдвинуть по 30 членов коллегии, поэтому теоретически кандидатов может оказаться десять. А потом пройдет голосование, и в первом туре победителем окажется тот кандидат, который наберет 200 голосов выборщиков (2/3 коллегии). В случае второго тура из двух побеждает тот кандидат, который наберет простое большинство голосов членов коллегии».
Константин Чокорая отмечает, что кроме правовой стороны есть другая, очень важная составляющая часть – политическая воля. Сегодня многие правозащитники и специалисты права указывали на необходимость высокого стандарта в расследовании, когда речь идет о помиловании. Это гуманный акт и дискреция президента, и Конституция не ограничивает главу государства в том, кого помиловать, а кого нет. Потому многим до сих пор кажется спорным тот прецедент, который был допущен властями «Грузинской мечты» в случае третьего президента Михаила Саакашвили. 5 января 2018 года он был осужден за злоупотребление полномочиями. Речь идет о незаконном помиловании президентом Саакашвили осужденных силовиков в резонансном деле убийства банкира Сандро Гиргвлиани. Впрочем, многие не видят связи между злоупотреблением служебными полномочиями и процессом помилования.
Таких страстей в случае Зурабишвили не ожидает специалист по конституционному праву, политолог Вахтанг Дзабирадзе. «Грузинской мечте» в преддверии парламентских выборов внеочередные президентские выборы не нужны, говорит эксперт:
«С тех пор как Зурабишвили стала президентом, «Грузинской мечте» она больше нигде и никак не нужна. «Мечте» важнее угодить избирателю, чем защитить Зурабишвили. Сама Зурабишвили уже достигла пика политической карьеры, так что и она не будет убиваться ради «Грузинской мечты». И не думаю, что сильно будет переживать за критику партии, благодаря которой она стала президентом. Вот такая у них получается свобода друг от друга, потому «Грузинская мечта» и свободна в своих оценках и говорит то, что приятнее будет услышать возмущенному обществу».
К тому же, зная Зурабишвили, Вахтанг Дзабирадзе убежден, что она не стала бы ввязываться в коррупционную сделку, чего не исключает Дзабирадзе в случае сотрудников администрации президента. Но это, по мнению политолога, не освобождает президента от моральной ответственности.
Сама Саломе Зурабишвили, как и ее администрация, сегодня по поводу скандального списка заявлений не делали. Президент ведет активные встречи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, где собрались мировые лидеры на ежегодную, 74-ю по счету, сессию Генассамблеи. Выступая там на саммите доступности здравоохранения, президент Зурабишвили сообщила мировым лидерам, что правительство Грузии благодаря программе всеобщего здравоохранения старается не оставить ни одного гражданина без необходимых медицинских услуг.
«Здоровье – это политический выбор, и мы сделали этот выбор», – заявила в конце выступления президент Саломе Зурабишвили от себя и от имени правительства «Грузинской мечты».
Она сказала это так твердо, словно хотела сообщить оставшемуся за океаном грузинскому обществу, что выбор «Грузинской мечты» в отношении ее президентства и твердость ее нрава неразрывны.