Государственный русский театр драмы имени Фазиля Искандера закрыл 38-й сезон и завтра открывает 39-й премьерой спектакля «Электра». В канун этого события генеральный директор театра Ираклий Хинтба на пресс-конференции подвел итоги и рассказал о планах на новый театральный год.
Прошедший театральный сезон Ираклий Хинтба назвал уникальным по количеству сыгранных спектаклей и театральных мероприятий: «109 репертуарных спектаклей мы показали в прошедшем сезоне, это – беспрецедентный показатель в истории театра в Абхазии. И в советское время такого не было, и в постсоветское время такого не было. Кроме того, что мы играем свои спектакли, мы также организуем спецпроекты. Это – разовые мероприятия, гастроли, которые мы принимаем здесь, в нашем театре. Достижение прошлого сезона – открытие новой площадки – Арт-фойе, мы провели на ней более пятнадцати мероприятий. Всего 137 мероприятий мы провели в 38-м сезоне. Всего за три сезона в новых реалиях театр сыграл 322 репертуарных спектакля. Из них 320 спектаклей я видел от начала и до конца».
В нынешнем году театр открыл детскую студию, которую возглавил режиссер-постановщик Джамбул Жордания. Студия подготовила и показала юному зрителю свой первый спектакль «Муху-Цокатуху». Два спектакля прошли с аншлагом, все билеты были проданы.
В рамках проекта Русдрама «Шедевры московской сцены» в Сухуме побывали на гастролях Театр на Юго-Западе и Московский художественный театр имени Чехова. Из другого театрального проекта «Режиссерская лаборатория Союза театральных деятелей России» репертуар театра пополнился двумя спектаклями: «На всякого мудреца довольно простоты», который поставил режиссер Алексей Размахов, и спектаклем «Электра», поставленным режиссером Артемом Устиновым, который покажут зрителю на этой неделе.
Двое молодых актеров театра были приглашены для участия в проектах Союза театральных деятелей России. Мадлена Барциц прошла обучение в Международной летней театральной школе, а Эмиль Петров набирался опыта в Международном фестивале-школе «Территория».
Останавливаться на достигнутом коллектив театра не намерен, в его планах – покорение новых высот, которые обозначил Ираклий Хинтба: «В 2020 году мы очень хотим, чтобы Милана Ломия сделала моно-спектакль по Бродскому, у нее есть такое желание, и она очень горит этим. Я надеюсь, что этот спектакль станет репертуарным. Итак, первая премьера 2020 года, спектакль поставит полюбившийся всем нам Сергей Ефремов, состоится в начале февраля – это «Оскар» по пьесе Клода Манье. Есть знаменитый фильм с Луи де Фюнесом 1967 года, вы все его, наверное, знаете. Пьеса прекрасно написана, там очень хороший текст, прекрасные диалоги, и она очень смешная. В марте мы должны выпустить еще один спектакль в постановке Джамбула Жордания «Приключения Буратино» по пьесе Алексея Толстого. Это будет музыкальный спектакль с живым вокалом. А в апреле - многострадальный и долгожданный проект «Кровавая свадьба» Федерико Гарсиа Лорки. Поставит этот спектакль очень хороший режиссер из санкт-петербургского театра имени Ленсовета Мария Романова».
Главным сюрпризом нового театрального сезона Ираклий Хинтба назвал планирующийся спектакль «12 стульев» в постановке художественного руководителя Северодвинского театра Анастаса Кичина. Театр хочет рискнуть и удивить зрителя еще двумя постановками: Антона Киселиса «Герой нашего времени» по роману Лермонтова и авторской версией культового романа «Над пропастью во ржи» в постановке режиссера Адгура Кове и художника Батала Джопуа.
Успешно работающий театр, любимый зрителем и демонстрирующий недюжинную работоспособность, испытывает трудности, о которых рассказал его гендиректор: «Хотелось бы, чтобы нам добавили еще несколько штатных единиц, потому что мы вынуждены через спонсоров, через свои возможности нанимать дополнительно людей для того, чтобы столь активная деятельность театра была обеспечена. При том штатном расписании, которое у нас сегодня есть, невозможно поддерживать деятельность театра на должном уровне. Будем просить все-таки нам помочь. В прошлом году нам пошли на встречу, но этого недостаточно, к сожалению. И еще, конечно, у нас проблемы с тем, что… ну, мы не виноваты в том, что здание, которое строилось первоначально не для театра, не предусматривает мест для хранения декораций. Это тяжелейшая проблема. Сейчас нам помог Абхазский театр, и мы ему благодарны за это. У Абхазского театра огромные склады для хранения декораций, невозможно даже сравнивать наши возможности».
Во дворе театра было построено небольшое помещение для хранения декораций, но его недостаточно. Если проблема не решится, театр вынужден будет снимать спектакли с репертуара, чего, по мнению Хинтба, допустить нельзя, так как все они востребованы, зритель их любит и на них ходит.
Что касается штатного расписания, то сегодня в труппе Русского театра драмы работают 18 актеров, необходимо принять еще хотя бы двух актеров и трех технических сотрудников: монтировщика, художника-исполнителя и второго костюмера.
Годовой бюджет театра составляет 12 млн рублей, причем 10,5 млн рублей – это фонд заработной платы. На все остальное – выпуски спектаклей, содержание здания, коммунальные платежи и т.п. – остается полтора миллиона рублей.
Русдрам отыграет премьеру «Электры» и на следующий день – 1 ноября – вылетает на гастроли в Сыктывкар, а потом в Киров, где сыграет по три спектакля: «Визит старой Дамы», «Хаджи-Мурат» и «Сказка о том, как волк Абга стал рыбаком». Эти гастроли организованы Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности и финансируются Министерством культуры Российской Федерации. Из Кирова труппа вылетит в Москву для участия в фестивале зарубежных русских театров, в рамках которого покажет «На всякого мудреца довольно простоты», а потом в Йошкар-Оле – «Кьоджинские перепалки».
И под конец года театр планирует провести юбилейный вечер, посвященный трагической судьбе Сарии Лакоба, супруги известного абхазского политического и государственного деятеля Нестора Лакоба.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия