Сегодня в Сухуме состоялась пресс-конференция по итогам Международной конференции «Архив как атрибут государственности», проходившей два дня в столице Абхазии и посвященной 90-летию архивной службы республики.
Начальник Архивного управления Абхазии Роман Гвинджия, которому первому было предоставлено слово, в частности, сказал:
«Прежде всего, я хочу поблагодарить тех, кто принимал участие в этом мероприятии, в первую очередь наших российских коллег… И вы знаете о трагической судьбе Госархива Абхазии. В период Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов варварски были сожжены здание Абхазского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и здание Центрального государственного архива Абхазии. Кстати, тогда же оккупационными властями предполагалось также сожжение Абхазского драматического театра и Абхазского государственного музея, ряда других учреждений. Но ситуация была такая, что к зданию Абхазгосмузея примыкает жилой дом, где жили два грузинских генерала, боялись, что перекинется туда пожар, только поэтому не подожгли. А в театре… одними из лидеров грузинского националистического движения были актеры, и они сказали: «А зачем сжигать? Мы будем играть в этом театре. Абхазов все равно здесь уже нет». Так эти два здания уцелели по стечению обстоятельств. Правда, они подвергались разграблению. В результате вот этого варварского акта были сожжены 95 процентов архивного фонда республики. После войны некоторое время не было у нас здания. Потом правительство предоставило нам здание. Но вы сами понимаете, что послевоенные условия были такие, что о полноценном функционировании Госархива речи еще не шло. Мы просто начали собирать материалы, которые находились в частных коллекциях, которые во время войны пропали. Вот Станислав Лакоба говорил недавно, что даже под собачьей конурой нашли ценные документы, которые были украдены из архива АбНИИ. К полноценному функционированию мы смогли приступить позже, когда в 2014 году был закончен капитальный ремонт здания, которое нам передали».
Гвинджия отметил, что с кадрами архивистов в Абхазии всегда были проблемы. Когда он в свое время учился в Москве в Историко-архивном институте, вместе с ним занимались еще две студентки из Абхазии. Но с тех пор прошло много лет. И вот в 2016 году к работе по сбору информации и документов присоединилась студентка Российского государственного гуманитарного университета уроженка Сухума Милана Бжания. Ее стараниями удалось привлечь российских специалистов, а также ее однокурсников к деятельности по восстановлению архивного фонда республики. В работе также принимала участие заместитель координатора международного молодежного исторического форума «История и архивы: межгосударственное измерение» Анастасия Князева.
Результатом стал выпуск двух сборников, составленных на основе материалов Государственных архивных фондов Абхазии и России, – «История революционного движения в Абхазии» и «Абхазия туристическая», презентация которых прошла позавчера в Сухуме.
Милана Бжания рассказала на пресс-конференции, что декан факультета архивного отдела РГГУ Елена Малышева направила студентов на учебную практику в Госархив России для поиска документов, связанных с историей Абхазии. Именно благодаря этому удалось выпустить два сборника о республике. Они будут переданы Национальной библиотеке Абхазии, учебным и научным учреждениям республики. Поддержку в реализации этого проекта оказали депутаты Народного Собрания Абхазии, в частности, Ахра Бжания, Абхазский институт гуманитарных исследований, Архивное управление республики, профессора и преподаватели РГГУ, Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь».
На Международной конференции «Архив как атрибут государственности» абхазские и российские специалисты выступили с докладами о развитии архивного дела в республике, проблемах с выявлением архивных документов, хранящихся не только в России и Грузии, но и в других странах, к примеру, во Франции, Армении, Турции.
Директор научно-образовательного центра «Гуманитарный архив РГГУ», почетный архивист России Филипп Тараторкин подчеркнул на пресс-конференции высокий уровень профессионального общения с коллегами из Абхазии. Он также отметил, что рабочие отношения уже перешли в дружеские связи. На дискуссионных площадках конференции поднимались актуальные вопросы, связанные не только с выявлением архивных документов, но и конкретными шагами по реконструкции документальной базы истории Абхазии.
В ходе пресс-конференции ее участники не раз обращались к тому трагическому событию 22 октября 1992 года, которое недавно в связи с очередной его годовщиной вспоминали многие абхазские СМИ, когда вандалы сожгли Госархив и АбНИИ. Заместитель начальника Абхазского госархива Дмитрий Еник остановился на процессе, в рамках восстановления архивного фонда Абхазии, передачи в Сухум материалов, хранящихся в Тбилиси, решение о чем было достигнуто в ходе Женевских дискуссий:
«Какая-то часть документов архивами Грузии была передана нам, но процесс этот проходил, можно сказать, очень и очень вяло. И чтобы как-то придать этому процессу более сильный импульс, было решено уйти от политики и перейти на экспертный уровень. На нейтральной территории, в Ереване, был проведен ряд встреч представителей госархивов Абхазии и Грузии при содействии сопредседателей Женевских дискуссий. На них было принято несколько решений, которые, на наш взгляд, положительно сказались на восстановлении архивного фонда Абхазии. Была также предпринята попытка восстановить «страховой фонд», который по счастливой случайности сохранился после пожара. То есть пожар охватил основное здание, а вот эти страховые фонды, которые были созданы в 70-80-х годах, наиболее ценные материалы, они были переведены на другие носители, микрофотопленки, и хранились в стоящих рядом церквушках – кирхе и костеле. И они сохранились. И вот была проведена большая работа по восстановлению этих пленок – очистке, оцифровке, и на данный момент в организованном читальном зале Госархива можно уже ознакомиться с этими материалами. То есть порядка 25 тысяч документов, которые, казалось, безвозвратно утеряны, в принципе, доступны нашим гражданам. Причем весомая помощь в проведении этой работы была оказана нам специалистами Пражского архива в Чехии, которые показали нашим сотрудникам, как работать с этими документами. Потому что это очень специфическая работа, требующая серьезных знаний».
Абхазские архивисты надеются, что им удастся восстановить до половины общего количества документов, сожженных в Центральном архиве Абхазии во время войны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия