Accessibility links

Китай, Абхазия, электромобили…


В Абхазии активно обсуждают новость о возможном строительстве в республике китайцами производств по сборке мобильных телефонов и электромобилей. Впрочем, по мнению многих, все эти разговоры останутся разговорами.

«Эхо Кавказа» уже сообщало о двух событиях, в которых вместе фигурировали маленькая, частично признанная Абхазия и огромный Китай – самая большая страна по численности населения, упорно рвущаяся на первое место в мире по объему экономики.

Делегация Торгово-промышленной палаты Абхазии принимала участие в международной выставке продуктов питания, напитков, гостиничных услуг, общественного питания, хлебопекарен и розничной торговли в китайском Шанхае, в который съехались 3 500 компаний из 48 стран. Президент Торгово-промышленной палаты Абхазии Тамила Мерцхулава отметила, что презентация продукции абхазских предпринимателей для международных компаний Азиатско-Тихоокеанского региона является «важным шагом на пути развития сотрудничества с рынками Китая и всей Азии».

Надо сказать, что в выставках в Китае Абхазия принимает участие уже не первый раз. И это событие привлекло внимание в связи с тем, что оно прошло в связке с другим – вызвавшим в республике немалый общественный резонанс. А именно, представители китайско-азиатской Ассоциации экономического развития из КНР обсуждали в Государственном таможенном комитете и Министерстве иностранных дел Абхазии перспективы создания в республике особой экономической зоны для реализации различных проектов, в частности, создания в Абхазии предприятий по сборке мобильных телефонов, производству электромобилей. Делегацию из Китайской Народной Республики представляли главный инженер фирмы China UNiCOM Лонг Вейбо, зампредседателя китайско-азиатской Ассоциации экономического развития Лью Я Джун, почетный консул Абхазии в КНР Гэ Чжили.

При словах о производстве электромобилей лично мне сразу же вспомнилось мое первоапрельское интервью, в котором известный в Абхазии бизнесмен и политик, включившийся в этот розыгрыш, рассказывал о зарубежной компании, вложившей большие деньги в создание у нас завода по производству аэромобилей, то есть летающих автомобилей. В результате становления такого производства Абхазия оказывалась бы в этой фантастической пока отрасли впереди планеты всей… Электромобили – это, конечно, нечто более приземленное и реалистичное, но все равно какие-то первоапрельские ассоциации у меня возникли. Не в том смысле, что кто-то хотел распространить фейк, а в том, что между рассуждениями на тему и воплощением планов в жизнь, как говорится, дистанция огромного размера. Да сколько раз мне самому доводилось на «Эхе Кавказа» живописать разнообразные Нью-Васюки в Абхазии, о которых рассказывали абхазские и зарубежные представители на всяких пресс-конференциях, и которых уже благополучно забыли!

Любопытно было познакомиться с тем, как весьма по-разному отреагировали интернет-комментаторы на новость «Китайцы хотят наладить в Абхазии производство электромобилей». Одна пользовательница (судя по нику), явно не из тех, кто грезит о росте экономики Абхазии и создании новых рабочих мест, возмутилась: «Китайцы хотят открыть в стране-курорте производство по сборке телефонов и наладить производство электромобилей? А отходы от производства они, наверное, в Китай повезут? У себя они все загадили, столько земель в РФ после их огурцов будут еще десятилетиями восстанавливаться, теперь еще и сюда со своим производством лезут. Пусть у себя собирают, а сюда привозят и устраивают свои площадки продажи и реализуют электромобили как внутри страны, так и за ее пределами». Другая написала с иронией: «Можно создать что угодно в любой стране. Но для этого нужны специалисты в этой отрасли. У нас на каждом шагу специалист по сборке высокотехнологичных телефонов и мастера конвейерной сборки электромобилей. Я думаю, лучше сразу начать с освоения лунной программы с китайскими специалистами и космодром построить. Там и финансирование побольше, и специалистов в области освоения космических фантазий у нас полно».

Вот уж поистине, подумалось мне, ничего таким людям не надо, ничего их не устраивает. Завсегдатаи форума возразили им: «Какие там отходы производства при сборке телефонов или автомобилей? Все комплектующие поступают к нам, а мы будем только собирать, как конструктор «Лего»; «Сборочные производства не такие уж опасные, особенно сборка телефонов. Да и электромобилей тоже. Это же не плавильные домны или нефтепереработка. Специалистом там особым быть не надо, тем более всему можно научиться. Зато рабочие места появились бы. Другое дело, что это пока только фантазии и мечты, и до реальных производств – как до Луны пешком. А так что плохого? В той же Турции много различных сборочных производств»; «в Абхазии и курорты можно развивать, и сборочные производства, одно другому не мешает. В Ткуарчальском, Гальском и большей части Очамчырского районов такие производства точно не помешали бы. Там с работой вообще никак».

Но противники не сдавались: «Китай – зло на планете Земля! Скоро по всей Вселенной будут! Как можно их сюда впускать?!»

Но сегодня я решил обратиться к профессиональным экспертам. Научный сотрудник Института экономики Академии наук Абхазии Ахра Аристава, прежде всего, отметил, что комментировать тут трудно из-за скудности информации. И продолжил:

«На пути инвестиций как национальных, так и иностранных стоят две ключевые проблемы. Это закон «Об инвестиционной деятельности», который дает максимальный льготный режим при инвестиции только свыше одного миллиона долларов США, и дефицит электроэнергии. Если до принятия этого закона в Республику Абхазия инвестировали, например, такие компании, как «Роснефть», Мегафон, МТС, то после его принятия крупных инвестиций почти не было, хотя интерес к Абхазии рос в связи и с признанием независимости и в связи с подписанием между РФ и РА режима беспошлинной торговли. Интерес проявляли российские, турецкие, индийские, китайские деловые круги. Согласно ранее действовавшему закону «Об иностранных инвестициях» от 1994 года, льготы предоставлялись при инвестициях более ста тысяч долларов США. Если новый закон можно поправить, то вопрос энергоресурсов более сложный, и без серьезных вложений решить его не представляется возможным».

Российский политолог Владимир Новиков остановился на политической стороне вопроса:

«Проект создания завода с участием китайских инвесторов может быть интересен с точки зрения развития абхазской экономики. Но сразу же возникает вопрос: а не будет ли этот проект торпедирован в угоду политическим интересам? Мы же помним, как были торпедированы проекты с участием израильских инвесторов. Напомню, что тогда этим проектам помешали официальные протесты со стороны Грузии. Вряд ли контракт с китайцами понравится в Тбилиси. Но здесь все зависит от политической воли китайской стороны».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG