Accessibility links

Пациенты vs врачи: бой без победителей


Для того чтобы в обществе действительно изменилось отношение к сфере медицины и самим медработникам, – должна измениться вся система
Для того чтобы в обществе действительно изменилось отношение к сфере медицины и самим медработникам, – должна измениться вся система

В отношении мужчины, напавшего накануне на врача одной из тбилисских клиник, возбуждено уголовное дело. Это далеко не первый случай за последний год, когда рассерженные родственники пациентов или сами пациенты проявляют агрессию к медикам. В грузинском парламенте даже рассматривался законопроект, подразумевающий принятие дополнительных санкций в отношении людей, физически или словесно оскорбляющих врачей и препятствующих их профессиональной деятельности. Впрочем, основные проблемы, как полагают наблюдатели, так и остались вне поля зрения законодателей.

Таких случаев действительно немало – в пояснительной записке к законопроекту приводится целый список. Собственно, именно тем, что в последнее время количество нападений на медперсонал увеличилось, авторы инициативы и объясняют необходимость ее принятия:

«Информация, предоставленная Ассоциацией клиник Грузии, Объединением медицинских ассоциаций, «скорой помощью» и другими лицами, подтверждает факты насильственного вторжения, разгромов и пикетирования медучреждений. Также часты случаи насилия над медперсоналом, агрессия и препятствование исполнению профессиональных обязанностей, в том числе, по отношению к водителям скорой», – сказано в приложении к законопроекту, который в середине октября был принят в первом чтении. На второе был отложен вопрос санкций – размер штрафа, который придется заплатить человеку, проявившему агрессию по отношению к медикам.

Пациенты vs врачи: бой без победителей
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:27 0:00
Скачать

Но если копнуть немного глубже, оставив тему однозначно противозаконных насильственных действий, возникает вопрос: почему же все-таки случаи нападок на медперсонал участились?

Серго Чихладзе, доктор медицины, специалист по вопросам управления и политики здравоохранения, считает, что в основе этого явления – развалившаяся система здравоохранения, жертвой которой становятся как пациенты, так и медперсонал. Сегодняшняя система, считает он, не ориентирована на то, чтобы вылечить человека:

«Это недовольство ведь не вчера появилось, оно копилось годами. Люди не получают качественный медицинский сервис, и это, в свою очередь, имеет свои причины. Это неполадки в системе финансирования (лечения), монополия на фармацевтическом и медицинском рынках... Сегодняшняя система ориентирована не на то, чтобы вылечить человека, а на то, чтобы «выкачать» из него как можно больше денег, чтобы максимально пустить его по кругу системы – будь то клиники, аптеки и т.д. Это система, которая «доит» пациента. Сумма, которую человеку приходится платить из своего кармана, намного больше, чем несколько лет назад, но несмотря на это сервисы не улучшились. При этом медперсонал также остается незащищенным и недовольным, потому что их зарплаты достаточно низкие, условия труда тоже... Ведь то, что медуслуги стоят дорого, не означает, что эти деньги идут в карман врачей и медперсонала».

Несмотря на то что в этой самой системе есть специалисты очень высокого уровня, в общей картине они теряются и на виду оказываются некачественный сервис, ошибочно поставленные диагнозы и неправильное или неэффективное лечение, говорит Серго Чихладзе. В случае же с неэффективным лечением речь в определенных случаях может идти вовсе не о врачебной ошибке, а о некачественных медикаментах. Даже в случае с очень дорогими препаратами, по словам специалиста, их качество гарантировано быть не может, потому что их никто не проверяет.

В свою очередь Ассоциированный профессор Тбилисского государственного медицинского университета Нино Кикнадзе заостряет внимание на том, что в процессе обучения медиков слишком мало внимания уделяется проблемам общения врача с пациентом:

«В определенных случаях, когда пациент раздражен, когда он хочет написать жалобу или придать все общественной огласке, одной из возможных причин этого может быть недостаточная коммуникация между врачом и пациентом. Неверно поданные перспективы, неспособность медперсонала доступно объяснить пациенту и членам его семьи, что может последовать за этим заболеванием, какие осложнения могут возникнуть, чем они вызваны, – все это влияет на отношения пациента и врача. У пациента нет медицинского образования. Он идет к врачу для того, чтобы получить от него не только помощь, но и информацию. И врач на понятном ему языке должен объяснить каждый шаг – что за чем должно следовать, какие побочные эффекты могут быть у того или иного лекарства, как может развиваться болезнь. Тогда пациент намного более спокоен и правильно понимает то, что происходит».

Возвращаясь же к более глобальным проблемам системы здравоохранения, Серго Чихладзе упоминает одну из ключевых проблем – это действующая финансовая бизнес-модель.

«Программа всеобщего страхования практически иссякла, а у государства задолженности перед клиниками за 6-7 месяцев. Это примерно 250-300 миллионов лари. Как вы думаете, когда государство не заплатит клинике за полгода работы, о каком качестве может идти речь? Большие сетевые клиники еще как-то балансируют. А клиники средних возможностей могут вообще исчезнуть. Если тебе не платят за шесть месяцев работы, что ты можешь сделать? Уволить врачей, сократить зарплаты или купить некачественную (аппаратуру и т.д.), с которой не сможешь нормально лечить людей?»

Таким образом, полагает Серго Чихладзе, для того чтобы в обществе действительно изменилось отношение к сфере медицины и самим медработникам, – должна измениться вся система, полностью:

«Пока в ней не произойдет, я не побоюсь этого слова, революционная реформа, отдельные хорошие врачи, отдельные хорошие специалисты просто не смогут прорвать этот круг, не смогут поднять репутацию врачей и медперсонала в целом».

XS
SM
MD
LG