Accessibility links

«Хангошвили преткновения»


Путин очень жестко высказался как в адрес убитого, так и в адрес властей Германии
Путин очень жестко высказался как в адрес убитого, так и в адрес властей Германии

Гражданин Грузии чеченского происхождения Зелимхан Хангошвили, проживавший в последние годы в Германии под именем Торнике Кавтарашвили и убитый в августе этого года в Берлине, спровоцировал дипломатическую войну между Россией и ФРГ. На высылку двух сотрудников российского посольства Москва ответила зеркально – двум немецким дипломатам предписано покинуть территорию Российской Федерации в течение семи дней.

Решение об ответной высылке немецких дипломатов было оглашено российским президентом на «нормандском саммите» в Париже. Отвечая на вопрос о Хангошвили, Путин очень жестко высказался как в адрес убитого, так и в адрес властей Германии, нисколько не стесняясь того, что за одним столом с ним сидела канцлер ФРГ Ангела Меркель.

«Вы сказали об убийстве грузина – это не совсем так. Я знаю, что в Берлине погиб человек. И это не просто грузин, это человек, который принимал активное участие в боевых действиях на стороне сепаратистов на Кавказе. Он не грузин по национальности. Этот человек находился у нас в розыске, причем очень жесткий и кровавый человек. Только в одной из акций, в которых он принял участие, им было убито 98 человек. Он был одним из организаторов взрывов в московском метро. Я не знаю, что с ним произошло, это бандитская среда, и там может произойти все что угодно. Но я полагаю, что только на основе предварительных соображений некорректным является высылка дипломатов, которые не имеют к этому никакого отношения. Вы спросили об ответных мерах. Существует просто неписаная практика, неписаные законы в таких случаях: Вы выслали наших дипломатов, мы высылаем ваших – вот и все. Российская сторона неоднократно ставила вопрос перед немецкими коллегами о выдаче этого бандита, убийцы. К сожалению, мы не нашли взаимопонимания».

Слова Путина предсказуемо не нашли взаимопонимания в Берлине. Глава МИД Германии Хайко Маас в категорической форме опроверг версию российского лидера относительно попыток Москвы добиться экстрадиции Хангошвили.

«Утверждения президента Российской Федерации о том, что неоднократные запросы Москвы на выдачу Хангошвили не нашли взаимопонимания у немецких коллег, звучат нелепо и похожи на попытку оправдания преступления», – заявил дипломат в эфире одного из немецких телеканалов.

Но в Кремле настаивают: запрос был, а вот ответа от Берлина – нет. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков фактически обвинил власти Германии и других европейских стран в укрывательстве террористов:

«Запросы были, и об этом докладывалось президенту. Более того, человек не только подозревается, но и установлено участие этого гражданина в чрезвычайно кровавых террористических актах и массовом убийстве. По-прежнему в странах Европы скрывается очень много людей, которые причастны и к терактам, и к организациям терактов, и к убийствам во время кровавых событий на Кавказе. Они где-то получают виды на жительство, где-то – гражданство. Они ходят средь бела дня по улицам среди обычных людей».

Подтянулся и российский МИД. Официальный представитель ведомства Мария Захарова заверила, что уточняла этот вопрос у правоохранительных органов:

«По моим данным, которые я вчера сверяла с правоохранительными органами нашей страны, он находился в розыске. Мне кажется, что общение между соответствующими структурами и ведомствами ФРГ и России должно происходить не в публичной сфере, а на уровне рабочих контактов. Для этого существуют все механизмы и возможности, чтобы спокойно решать все эти вопросы. Сейчас, к сожалению, в большей степени это вопрос публичной сферы, что, мне кажется, не привносит конструктива».

В Москве, похоже, внезапно решили форсировать события: Лефортовский суд российской столицы заочно арестовал и объявил в розыск Муради Кавтарашвили – родственника Зелимхана. Решение было принято, как утверждают в суде, еще в октябре, но известно о нем стало почему-то только 12 декабря. Кавтарашвили обвиняют в склонении людей к участию в террористической деятельности. Дело засекречено.

Многие наблюдатели восприняли резкую активизацию российских органов власти после громкого заявления Владимира Путина в Париже как попытку запугать или «убрать с доски» тех, кем может заинтересоваться немецкая федеральная прокуратура по делу об убийстве Хангошвили. По версии следствия, к преступлению могут быть причастны российские спецслужбы. При этом МИД Германии, комментируя высылку российских дипломатов, четко дал понять: Берлин примет новые меры, если Москва не будет сотрудничать в расследовании убийства.

В Тбилиси в разгорающуюся перепалку Москвы и Берлина предпочитают не вмешиваться. МИД страны ограничился кратким комментарием о том, что Грузия внимательно следит за развитием событий и готова предоставить немецким следственным органам всю информацию, какой обладает.

На данный момент известно лишь, что Зелимхан Хангошвили, бывший полевым командиром во время второй чеченской войны, был застрелен 23 августа в берлинском парке Малый Тиргартен. Предполагаемого убийцу задержали в тот же день благодаря свидетельским показаниям. Им оказался мужчина с российским паспортом на имя Вадима Соколова. Портал журналистских расследований The Insider утверждает, что Вадим Соколов – на самом деле 54-летний Вадим Красиков, которого Россия объявляла в розыск через Интерпол в 2014 году, позже завербованный спецслужбами в качестве наемного убийцы.

Примечательно, что расследование преступления взяла на себя Федеральная прокуратура Германии. Такое происходит лишь при подозрении, что к преступлению причастны спецслужбы другого государства. При этом, как сообщила пресс-служба ведомства, немецкие следственные органы проверят подозрения в возможной причастности государственных органов Российской Федерации или входящей в нее Чеченской республики к организации убийства Хангошвили. По версии немецкого таблоида Bildt, это могло быть местью Рамзана Кадырова за убийство его отца – Ахмата Кадырова 9 мая 2004 года.

Родственники Зелимхана Хангошвили ранее обвиняли власти Грузии в отсутствии какого-либо интереса к делу бывшего соратника Аслана Масхадова, в 2015 году вынужденного просить убежища в Германии после покушения в Тбилиси. Это дело в Грузии так и не было расследовано. Теперь брат погибшего, 46-летний Зураб утверждает, что он – следующий в списке целей киллеров.

XS
SM
MD
LG