МИД Грузии планирует задействовать план, который был предусмотрен на случай подобного развития событий. После того, как стало известно, что грузинского врача Важу Гаприндашвили суд самопровозглашенной Южной Осетии приговорил к одному году и 9 месяцам заключения, об этом заявил глава ведомства Давид Залкалиани. Оппозиция между тем считает, что власти сделали недостаточно для освобождения доктора, а его родные продолжают настаивать на встрече с премьер-министром Георгием Гахария.
Шок и разочарование – это те чувства, которые, как заявила супруга доктора Важи Тамила Лапанашвили, она испытала, узнав о случившемся. На брифинге, состоявшемся в Ассоциации адвокатов Грузии вскоре после новостей из Цхинвали, она в очередной раз выдвинула два требования: это встреча с премьером и создание координационного совета.
«Это максимальный срок, который Важа мог получить. Мы с ним не смиримся, потому что человека наказывают только за то, во что он верит. Он не совершал никакого преступления. Его наказывают за его идеи. И мы думаем, что за идеи правильные. Мы – это не только семья и наши сторонники, а все цивилизованное общество», – сказала супруга доктора.
А председатель Ассоциации адвокатов Грузии Давид Асатиани возложил ответственность за судьбу врача на власти РФ.
«Все те процедуры, те судебные органы, которые там функционируют, по нашему законодательству и согласно международному праву являются незаконными, как и их процедуры. Эффективный контроль, согласно нашему законодательству, на их территории осуществляет Российская Федерация. Соответственно, за здоровье господина Гаприндашвили, его жизнь, его свободу отвечает РФ».
Власти Грузии заверяют: они использовали все существующие возможности для того, чтобы вызволить доктора. Впрочем, МИД, как заявил его глава Давид Залкалиани, был готов и к такому повороту событий: сейчас, по его словам, будет задействован план, «предусмотренный для плохого сценария». На вопрос, остались ли какие-либо дополнительные рычаги воздействия, и если да – то почему они не были использованы до сих пор, Залкалиани ответил:
«С кем вы имеете дело? С оккупационным режимом, для которого не существует никаких правовых норм. Не думайте, что мы не учитывали это и довольствовались только тем, что уже было задействовано. Мы обдумывали все, в том числе и правовые пространства», – заявил глава МИД.
Свою долю обещаний высказал и Зураб Абашидзе – спецпредставитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией. «Я не могу найти слов, чтобы описать то, что чувствую сейчас – несмотря на беспрецедентную поддержку со стороны международного сообщества, Важа Гаприндашвили остается в плену», – сказал он, и добавил, что не пожалеет сил и сделает все возможное для того, чтобы врач как можно скорее вернулся домой.
В свою очередь президент Саломе Зурабишвили, как сказано в сообщении, распространенном ее администрацией, провела чрезвычайную встречу с представителями дипкорпуса.
Представители оппозиции считают, что власти всю свою энергию растратили на преследование оппонентов, а для освобождения доктора сделали недостаточно. В том, что ресурсы были использованы на 100%, сомневается и бывший «мечтатель», а ныне независимый депутат парламента Эка Беселия:
«Это очень болезненные вопросы, которые сейчас появляются. Мы должны услышать от власти очень конкретные ответы: что они планируют делать, что последует за этим приговором, что будет с человеком, который совершенно незаконно был лишен свободы? В то время как семья доктора к Новому году ожидала его возвращения домой, мы узнаем об этом, ошарашивающем приговоре оккупационного режима».
Освобождения доктора Важи в Тбилиси ожидали еще на прошлой неделе, 13 декабря, когда состоялось предварительное заседание по его делу. На подобное развитие событий указывали различные заявления, в том числе и российских политиков – согласно предположениям, Новой год грузинский врач должен был встретить уже дома.
Гога Апциаури, корреспондент грузинской службы Радио Свобода в Гори, все еще не исключает такую возможность. Опираясь на информацию своих источников в Цхинвали, он говорит, что де-факто власти могут проявить «жест доброй воли» и помиловать Гаприндашвили к праздникам.