Accessibility links

Иностранцам указали на ИВС


Залина Лалиева
Залина Лалиева

Депутаты югоосетинского парламента отправили на доработку законопроект о правовом положении иностранных граждан. По их словам, предложенные Минюстом поправки противоречат духу Конституции и нарушают права человека. По информации пресс-службы парламента, инициатором внесения изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан» выступило Министерство юстиции. Накануне их рассмотрел комитет парламента по внешней политике и межпарламентским связям.

Присутствовавшая на заседании комитета министр юстиции Залина Лалиева сообщила депутатам, что принятие законопроекта необходимо Службе судебных приставов для регламентирования полномочий и процедур по административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы республики. Лалиева предложила внести в закон определение специального учреждения, в котором будут содержаться до исполнения решения суда лица, подлежащие выдворению. Министр заявила, что решила временно использовать для этих целей изолятор временного содержания Министерства внутренних дел, и сообщила депутатам, что с МВД это решение предварительно уже согласовано. На встрече присутствовал и депутат Давид Санакоев. По его словам, эта идея не понравилась парламентариям:

Иностранцам указали на ИВС
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:07 0:00
Скачать

«У многих депутатов возникли к законопроекту вопросы, в первую очередь с точки зрения соблюдения прав человека. ИВС предполагает несравнимо более жесткий режим содержания, чем учреждения, в которых должны находиться лица, подлежащие административному выдворению. И стандарты там совершенно разные. Понятно, что не все депутаты – юристы, но чутье их не подвело. Некоторые стали уточнять в интернете, какие нормы к содержанию выдворяемых лиц предъявляются в России, и всем стало ясно, что держать их в камерах предварительного заключения – незаконно, потому что эти люди не подозреваемые в преступлении. В итоге депутаты отправили документ на доработку».

Похоже, это первый случай, когда парламентарии отклоняют инициированный исполнительной властью законопроект, руководствуясь соображениями защиты прав человека. Как правило, подлежащий выдворению иностранец – это гастарбайтер или даже семья гастарбайтера, нарушившие правила пребывания, или турист, который без специального разрешения завернул в погранзону.

По российским законам подлежащих выдворению лиц содержат в центрах временного содержания иностранных граждан. Эти заведения предполагают массу ограничений, в том числе, исключающих возможность самовольного ухода. Или свободного использования сотового телефона – он передается на хранение администрации, и пользоваться им можно только в установленное распорядком время.

Но при этом есть и масса требований к содержанию, выгодно отличающее центры от ИВС и прочих спецучреждений. Это и нормы санитарной площади – не менее шести квадратных метров на одного человека, а в случае размещения семьи, площадь помещения должна быть не менее пятнадцати квадратных метров. То есть семья имеет право находиться вместе, разделять детей и родителей недопустимо. Центры предусматривают специальные нормы питания для детей и взрослых, требования к медицинскому обсаживанию и многое другое.

Непонятно, как министр Лалиева собиралась обеспечить эти условия содержания в обычно переполненном изоляторе, в подвале под зданием МВД. Если, конечно, вообще собиралась. По словам депутата Санакоева, министр была настойчива:

«Она аргументировала свою позицию тем, что денег на строительство спецучреждения в бюджете нет, в то время как содержание иностранцев в ИВС не потребует дополнительных средств. Но депутаты такую аргументацию посчитали неуместной».

За этой историей наблюдала и югоосетинский политолог Дина Алборова. По ее словам, позиция депутатов заслуживает уважения. Она обращает внимание и на другую сторону этой истории, которая вызывает у нее тревогу, – это пренебрежение к человеку, которое все чаще просматривается в действиях органов государственной власти:

«Я вообще не понимаю, как у нас относятся к людям. До чего мы дожили? Люди – это не скот, к ним надо относиться по-человечески, права человека надо соблюдать. Я понимаю, что в Южной Осетии мы очень подозрительно относимся к универсальности прав человека, но если мы сами не начнем их соблюдать, то как мы сможет требовать их соблюдения по отношению к нам от остального мира? Человек должен стать во главу угла. Его права, его свободы – вот о чем мы должны говорить, вот какое государство мы должны строить. Они тоже люди, и не от хорошей жизни сюда приезжают».

Дина Алборова говорит, что при желании проблему с центром содержания иностранцев можно решить и без серьезных денежных вливаний. Например, в качестве временной меры под центр можно было бы арендовать частный дом, как для прикомандированных российских специалистов, и приспособить его под нужды службы. Все лучше, чем тюрьма.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG