О новых случаях заболевания новым коронавирусом в Грузии и о мерах, предпринимаемых для сдерживания распространения болезни, рассказал председатель научного совета Национального центра по контролю заболеваний Паата Имнадзе.
Серго Брегвадзе: Какова ситуация на данный момент?
Паата Имнадзе: На данный момент у нас девять подтвержденных случаев. Все эти случаи – завезенные в страну. Два из Ирана, остальные из Италии. Последние случаи – это была большая группа – шесть человек, которые были на отдыхе в Италии. Сейчас все они находятся в инфекционной больнице. Идет обследование их близких контактов. Среди этих контактов еще могут быть выявлены случаи, так что ждем результаты. И около 200 человек находятся на карантине.
С.Б.: Как быстро этот вирус распространяется?
П.И.: В Китае, в эпицентре, откуда все это началось, идет на спад, там и новых случаев мало, и летальных исходов меньше. Нас сейчас больше интересует ситуация в европейских странах. Больше всего беспокоит ситуация в Иране – это соседняя страна, и особенно Италия, где довольно много случаев. Там идет местное распространение, и там много наших граждан находится. Безвизовый режим и низкобюджетные полеты… поэтому наших там много, и, конечно, они должны возвращаться в страну.
С.Б.: А по Грузии можно сказать, что вирус распространяется быстро?
П.И.: Нет, нет. Я же говорю, что мы, в отличие от многих гораздо более «сильных» стран в экономическом и инфраструктурном планы, смогли выявить все случаи или прямо на границе (которые не имели контактов), или это люди, которые приехали и были обнаружены довольно быстро. Внутри страны распространения у нас пока нет.
С.Б.: Учитывая последние случаи, можно сказать, что самоизоляция не сработала?
П.И.: Из этой (последней) группы в одном случае сработала, в другом – нет. Поэтому мы обследуем все контакты того, с кем она не сработала.
С.Б.: Есть ли новые рекомендации для людей, которые путешествуют из Грузии и в Грузию? Может, ограничения в передвижении?
П.И.: Пока из европейских и других стран нет таких ограничений. Мы, конечно, советуем нашим гражданам воздержаться от поездок в те страны, где наблюдается местное распространение: Иран, Южная Корея. Советуем не отправляться и в те страны, в которых пока случаев немного, если у них нет неотложных дел, поскольку ситуация меняется ежедневно, и они могут оказаться в положении, когда сложно будет вернуться в страну. Конечно, наши граждане, которые будут приезжать из любых стран мира, в том числе из стран высокого риска, будут помещаться в карантин, но будут иметь возможность общаться со своими родными и близкими. Кстати, самоизоляция очень важна, но, к сожалению, некоторые ее не соблюдают и представляют риск в первую очередь для своих родных.
С.Б.: А что из себя представляет карантин?
П.И.: Вот сегодня, например, те, кто приехал из Китая, проводят время в карантине. Их расположили в Сачхере, там очень хорошая гостиница, другие карантинные группы находятся в больнице санаторного типа в Абастумани, есть в Тбилиси, в гостинице при одной из клиник. Будем распределять таких людей по этим местам. Сейчас мы еще освобождаем места, то есть идет подготовка, согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения, поскольку во всем мире сейчас предпандемическая готовность.
С.Б.: Карантин будет обязательным?
П.И.: Он и сейчас обязательный для определенных групп граждан, и перечень будет увеличиваться, перечень стран (стран высокого риска, для прибывших из них карантин будет обязателен) и показаний для карантина.
С.Б.: Траты на себя берет государство?
П.И.: Ну, конечно, это все за счет государства. День в карантине государству обходится примерно в 70 лари.
С.Б.: Есть информация, что туристам из других стран придется предоставлять специальную справку о здоровье, это так?
П.И.: Это все обсуждается.
С.Б.: А какие процедуры сегодня проводятся в аэропорту?
П.И.: В аэропорту, как это принято во всех странах, у нас проводится термоскрининг с помощью термосканеров, которые выявляют больных с температурой. Кроме того, с ними проводятся собеседования. На всех границах организованы специальные пункты, где они и проходят эти собеседования, после чего и решается их дальнейшая судьба – кто в карантин, кто в самоизоляцию.
С.Б.: Есть ли какие-нибудь новые рекомендации?
П.И.: Рекомендации очень простые: на этом этапе самое главное, чтобы все прибывшие (из других стран) прошли бы самоизоляцию в течение двух недель и при первых же симптомах заболевания обращались в Министерство здравоохранения.
С.Б.: Будут ли рекомендации для больших учреждений?
П.И.: Это все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в Грузии и в мире. Пока все школы, детские сады, вузы закрыты, там проводятся дезинфекционные работы. Учеба отложена до 16 марта… посмотрим по ситуации, что будет после 16-го. Большие учреждения работают в обычном режиме, единственная просьба к ним – чтобы везде на рабочих местах и в коридорах были установлены специальные диспенсеры с дезинфектантами, чтобы люди могли часто обрабатывать руки.
С.Б.: Что стало известно об этом вирусе за последнее время?
П.И.: Уже очень много стало известно об этом вирусе, но все ждут того, будет ли у вируса сезонность. То есть как он себя будет вести в теплое и жаркое время года. К сожалению, пока об этом никто ничего не знает, можно только догадываться. Когда наступит жаркий сезон, тогда и можно будет узнать, уменьшится распространение или нет.
С.Б.: Раньше вы говорили, что выводы можно будет вынести из наблюдения за вирусом в Австралии…
П.И.: Там пока мало случаев, поэтому трудно об этом судить сейчас.
С.Б.: Насколько высока его контагиозность?
П.И.: В принципе, больше, чем у гриппа. Но не настолько высокая, как у кори или других заболеваний, которые распространяются воздушным путем. Это капельная инфекция.
С.Б.: В ВОЗ заявляли, что по всему миру около 3,4% случаев привели к летальному исходу, стоит ли ждать роста таких случаев?
П.И.: Это будет зависеть от тяжести случаев. Например, у нас, в принципе, абсолютное большинство – легкие, как и в Китае, где 80% были легкие, но было там и бессимптомное течение. В общем, посмотрим, как будут развиваться события.
С.Б.: А чем отличаются легкие от тяжелых случаев?
П.И.: Легкие отличаются тем, что практически не требуют лечения. Как и все простудные заболевания, они сами проходят.
С.Б.: А кто входит в группу риска, от чего зависит, будет ли болезнь протекать тяжелее?
П.И.: В первую очередь возраст и, конечно, связанные с возрастом хронические заболевания.