За последнее время в российских социальных сетях опубликована масса видеороликов, на которых видно, как по дорогам движутся военные колонны. Авторы роликов и участники обсуждений выдвигают самые разные версии происходящего.
В социальных сетях и видеохостингах полно записей с авторегистраторов и телефонов, на которых военные колонны движутся в сторону крупных российских городов. На одном из роликов грозные БТРы пересекает федеральную трассу в предместьях Ставрополя. Происходящее явно вызывают смятение у очевидцев. За кадром слышен детский голос: «Папа, будет война?» «Не знаю сынок, может, учения?» – отвечает явно встревоженный отец.
Подобные ролики стали выкладывать приблизительно три недели назад. Названия говорят сами за себя: «В Москву стягивают военную технику», «На трассе под Екатеринбургом столпотворение военной техники», «Военная тяжелая техника в Краснодаре». Самый свежий ролик под названием «Что происходит?! Военная техника закрывает города?!» опубликован 7 апреля.
Военный эксперт полковник в отставке Виктор Баранец говорит, что для беспокойства нет причин, это войска Западного, Центрального, Восточного и Южного военных округов проводят учения, которые направлены на блокирование распространения коронавирусной инфекции:
«Сегодня нет гения, который бы предсказал, как будет развиваться ситуация в России. Мы должны с вами говорить беспощадную правду: в стране миллионы гастарбайтеров, гигантское количество предприятий закрывается, люди оказались на улице. Им же хочется как минимум хотя бы один раз в день поесть. А если у них не будет ни копейки, куда они пойдут? Они полезут, конечно, на склады, на арсенал, в магазины, они полезут на дачи, в дома и так далее. Государство должно быть готово к подобному развитию событий, чтобы адекватно реагировать на вызовы. Поэтому и предпринимаются такие предупредительные меры».
Как объяснил «Эху Кавказа» Виктор Баранец, территория страны поделена на районы ответственности, которые закреплены за определенными подразделениями силовых структур – армии, Нацгвардии, ФСО, ФСБ, МВД и так далее. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций эти подразделения берут под контроль закрепленные за ними районы для того, чтобы сохранить там максимальный порядок. Прошедшие учения, говорит Баранец, состояли в том, чтобы изучить эти районы, то есть провести рекогносцировку:
«Им нужно прибыть в район контроля, изучить, где какой перекресток, где какой склад, магазин, где поставить часового, где поставить БТР, где обустроить кухню и так далее. Нужно, чтобы вот этот силовой элемент народ чувствовал. Чувствовать его должны и те, кто хочет позариться на народную или государственную собственность. Во всех военных округах проведены такие учения. Армия делит районы ответственности со всеми силовыми структурами, все они сейчас координировано должны быть готовы к худшему варианту развития ситуации. Ничего страшного нет в том, если народ почувствует, что эта ситуация находится под контролем государства и особенно тех структур, которые держат в руках оружие. Никакой паники, дорогие друзья, мы спасаемся от всемирной угрозы».
Российский политолог Алексей Малашенко соблюдает режим самоизоляции на своем приусадебном участке. Он согласился прокомментировать эту историю, но не как политолог, а как местный житель. И как местный житель он не видит в этих маневрах причин для беспокойства:
«Наше мудрое правительство готовит к тому, что будет не завтра, а послезавтра. А еще это элемент устрашения, мол, у нас не только милиция ходит и маски проверяет, у нас еще и танки есть. Это называется «заделывать козу». А потом в этом есть какая-то логика. Все только и говорили, что про армию, а теперь забыли, теперь все больше о вирусе. Но надо же и про военных как-то вспомнить. Это несущественно, я отношусь к этому совершенно нормально. И потом нужно же как-то занять военных!»