Accessibility links

Amnesty International: В Южной Осетии атмосфера страха и запугивания


Международная правозащитная организация Amnesty International призывает власти Южной Осетии немедленно прекратить преследование журналистки «Эха Кавказа» Ирины Келехсаевой и гражданской активистки из Ленингора Тамары Меаракишвили. «Журналисты должны свободно исполнять свои профессиональные обязанности», – говорится в специальном заявлении организации. По мнению правозащитников, власти должны воздержаться от давления и на любых других критически настроенных граждан. В документе подчеркивается, что в республике подавлена свобода выражения мнения, широко распространена атмосфера страха и запугивания.

Тамару Меаракишвили правозащитники называют не гражданской активисткой, а журналисткой, но не суть.

Amnesty International подробно описывает историю ее запугивания и преследования с указанием дат, когда происходили те или иные события, в том числе задержание, судебные заседания.

Amnesty International: В Южной Осетии атмосфера страха и запугивания
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:15 0:00
Скачать

В заявлении говорится, что Тамара Меаракишвили «неоднократно выступала с критикой местных властей, указывая на факты коррупции, нарушения прав человека и управленческой неэффективности». Правозащитники напоминают, что еще в 2017 году в отношении нее властями было заведено уголовное дело по обвинению в «клевете», год спустя к этому добавились обвинения в «приобретении и использовании поддельных документов». В 2019 году суд первой инстанции оправдал ее по всем обвинениям, однако в январе 2020 года Верховный суд Южной Осетии отменил оправдательный приговор в части обвинения в «приобретении и использовании поддельных документов» и вернул дело для повторного рассмотрения. По версии местных властей, указывают правозащитники, Меаракишвили якобы незаконно получила югоосетинское гражданство, скрыв тот факт, что имеет еще и грузинский паспорт.

В Amnesty International уверены: «нет никаких оснований для уголовного преследования Тамары Меаракишвили», единственная цель властей – «заставить ее замолчать». Правозащитники приводят слова гражданской активистки: «По словам Меаракишвили, представитель обвинения заявил в ходе слушаний в 2019 году, что обвинения в отношении нее будут сняты, как только она прекратит критиковать власти».

Сама Меаракишвили говорит, что никогда не стремилась к общественной или правозащитной деятельности, у нее никогда не было и нет политических амбиций:

«У меня никогда не было и сейчас нет политических или карьерных амбиций. Больше всего мне нравилось работать с детьми в Доме детского творчества. Я бы и сейчас с удовольствием работала с детьми. Просто кто-то должен напоминать властям, что мы люди, а не предмет для политических спекуляций между Тбилиси и Цхинвалом, что у нас есть свое достоинство, свои права, и власть должна их уважать. Кто-то должен им напоминать, что наш район, хоть и на окраине республики, но это не медвежий угол, где чиновники и силовики могут творить, что хотят. Вот с этого и начинаются проблемы. Но я не одна в Южной Осетии. Меня поддерживают простые люди, представители гражданского общества, многие депутаты парламента и даже чиновники. У меня много друзей в Цхинвале, они приезжают ко мне в гости, ходят со мной на суды, вообще поддерживают меня в жизни. Мы стали частью общего гражданского движения в республике».

Отдельная глава в документе посвящена и истории преследования журналиста «Эха Кавказа» Ирины Келехсаевой. Правозащитники напоминают, что в декабре 2019 года журналистка стала фигурантом уголовного преследования по делу о «клевете», инициированному министром юстиции Южной Осетии:

«По версии заявительницы, публикация Келехсаевой об избиении и голодовке заключенных и последующем голосовании о вотуме недоверия министру юстиции опорочила ее честь и достоинство. В феврале 2020 года суд переквалифицировал иск из частного обвинения в частно-публичное и отправил дело в Генеральную прокуратуру Южной Осетии для определения подследственности. В случае признания Ирины Келехсаевой виновной ей может грозить штраф до шести тысяч долларов США».

Amnesty International призвала власти Южной Осетии немедленно снять все «обвинения» с Тамары Меаракишвили и Ирины Келехсаевой, чтобы они могли осуществлять свои права на свободу выражения мнений.

Ирина Келехсаева согласна с выводами правозащитников. По ее словам, независимые журналисты и гражданские активисты находятся в бесправном положении в республике:

«Сегодня реальность такова, что в Южной Осетии негосударственные журналисты и гражданские активисты находятся в бесправном положении. При любом раскладе, при любой власти идут преследования со стороны прокуратуры и судов, их увольняют с бюджетных работ, если они совмещают их с журналистской или общественной деятельностью. Любые попытки выдать информацию, которая отличается от официальной точки зрения, которая не устраивает власти, трактуется и преподносится обществу как измена родине. Тут же начинаются поиски связей со всеми шпионскими организациями мира, с грузинскими спецслужбами и т.п. Но эта пропаганда уже плохо работает, потому что общество устало от того, что ему дают через государственные СМИ. Люди хотят альтернативных источников, интересуются тем, что происходит на самом деле, хотят знать, какие факты от них пытаются скрыть. Общество меняет свое отношение к независимым журналистам и к гражданским активистам. В глазах общественного мнения сегодня враг – это тот, кто нарушает его права, кто обкрадывает государство, тот, кто, имея власть, сам нарушает закон».

Amnesty International в целом выступает против криминализации клеветы и диффамации в отношении общественных деятелей или частных лиц, полагая, что такого рода споры могут рассматриваться лишь в порядке гражданского процесса. Комитет ООН по правам человека также ранее призвал государства рассмотреть возможность декриминализации этой нормы, отметив, что уголовный кодекс должен применяться только в самых серьезных случаях.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG