Всемирная организация здравоохранения называет «спасительным научным прорывом» исследование британских ученых, подтвердившее эффективность препарата дексаметазон при лечении тяжелых случаев коронавируса.
«В нашем реанимационном отделении было 37 пациентов, у которых развился острый респираторный дистресс. Почти со всеми этими пациентами мы применяли этот препарат, и он действительно давал эффект», – говорит директор Первой университетской клиники Леван Ратиани.
О применении дексаметазона при ковид-инфекции рассказывают врачи и других грузинских клиник. Этот препарат входит в перечень жизненно необходимых препаратов и уже более полувека используются в медицине.
«Чаще всего он (применяется) при распространенном в детском возрасте синдроме крупа, также при различных ревматологических заболеваниях и во время острой аллергии. В таких случаях это жизненно необходимый препарат», – объясняет аллерголог-иммунолог Бидзина Кулумбегов.
Как работает дексаметазон при коронавирусной инфекции? У тяжелых и критических пациентов с ковидинфекцией часто развивается цитокиновый шторм. Это неконтролируемая активация иммунной системы, ее ответ на некий агент, попадающий в организм, в данном случае коронавирус. Обнаружив на своей территории «врага», иммунная система бомбардирует его без разбора, уничтожая не только «корону», но и сам организм. Дексаметазон применяется именно для того, чтобы подавить эту чрезмерную реакцию иммунной системы.
«Это самая частая причина смерти. Коронавирус ведь находится в клетках, а иммунная система начинает их убивать. Соответственно, органы повреждаются – легкие и т.д. Эту гиперактивацию и подавляют стероиды. Дексаметазон дает стабильный, продолжительный, более 24-часовой эффект».
По оценкам британских исследователей, применение дексаметазона при лечении тяжелых пациентов с COVID-19 с самого начала пандемии, могло спасти до 5 тысяч жизней в Великобритании. Согласно исследованию, использование этого препарата в случае с пациентами, подключенными к ИВЛ, снижает риск смертности на треть и на одну пятую – с больными, находящимися на кислородном лечении. В то же время пациентам, не нуждающимся в респираторной поддержке, дексаметазон облегчения не принес.
«Т.е. здесь мы видим, что он помог тем, у кого уже осложнилось состояние, но превенции не оказал. Надо дождаться полной версии (исследования), к тому же будут проведены еще похожие исследования. То, что мы видели, уже хорошо – это дает основания для позитива, но все-таки не повод для всеобщего ликования, и тем более – не причина для того, чтобы скупать его и делать запасы, потому что он принес пользу людям, находящимся в реанимации и не дал результата тем, кто лечился дома и болезнь протекала в легкой форме», – говорит Бидзина Кулумбегов.
При этом, по его словам, у специалистов в США и других странах, исследовавших препарат ранее, отношение к нему было не столь однозначным:
«В них речь шла о том, что стероиды могут ухудшить исход, могут отдалить клиренс вируса – т.е. если он должен исчезнуть на 14-й или 21-й день – при применении стероидов это может произойти позже. Поэтому они и смотрели на это скептически, и там также было сказано, что применять их следует в случае с пациентами с хронической обструктивной болезнью легких. При других показаниях о его использовании речи не шло».
Всемирная организация здравоохранения расценила исследование британских ученых как серьезный прорыв. Это первый препарат, который, как было показано, снижает смертность у пациентов с COVID-19, нуждающихся в кислородном лечении или искусственной вентиляции легких, заявил директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус.
«Это отличная новость, и я поздравляю правительство Великобритании, Оксфордский университет и многие больницы и пациентов, которые внесли свой вклад в этот спасительный научный прорыв».
На сегодняшний день число выявленных случаев инфицирования коронавирусом по всему миру – 8 210 642. Скончались – 444 563. В Грузии в настоящее время выявлено 888 случаев. Из них летальных – 14, а 731 человек выздоровел.