Премьер-министр Абхазии Александр Анкваб в последние недели не раз привлекал внимание общественности публикацией жестких текстов, в которых «ставил на место» тех или иных оппонентов. Причем порой даже от некоторых симпатизантов его и сторонников действующей власти можно было услышать комментарии типа того, что не «премьерское это дело», и лексика текстов, мол, слишком «блогерская».
В пятницу 14 августа на «Эхе Кавказа» рассказывалось о том, как мгновенно отреагировал Александр Анкваб в интервью «Апсныпресс» на появившуюся накануне публикацию «Голоса Америки», а конкретнее – на приведенное в ней рассуждение грузинского политолога Пааты Закареишвили о том, что нынешние лидеры Абхазии – менее пророссийские, чем, скажем, экс-президент Рауль Хаджимба. К слову, Закареишвили тут вовсе не был оригинален: это один из весьма распространенных стереотипов мышления в грузинском обществе – что кто-то из руководителей Республики Абхазия может быть более пророссийским (что плохо для Тбилиси), а кто-то – менее (что уже лучше для него). Вероятнее всего, главный посыл опровержения Анквабом этого ложного тезиса был адресован Москве; что касается абхазского общества, то в нем с данным опровержением солидарны в общем-то все. «Аруаа» же отреагировала еще быстрее, чем он, всего спустя несколько часов после появления интервью Анкваба, на фразу: «Мы считаем всех грузин, проживающих в Абхазии, в том числе в Гальском районе, не воевавших против нас, своими гражданами…»
Республиканскую общественную организацию ветеранов Отечественной войны народа Абхазии возмутило то, что премьер-министр снова поднимает тот самый вопрос, который стал одним из главных, если не главным, обвинительным пунктом ему в ходе протестных выступлений 2013-2014 тогдашней (и нынешней) политической оппозиции, приведших в начале июня 2014-го к отставке Анкваба с поста президента. Заявление Высшего совета «Аруаа» заканчивалось предупреждением: «Если правительство Абхазии в нарушение законодательства нашей страны предпримет действия по незаконной выдаче гражданства Абхазии гражданам Грузии, то мы призовем всех ветеранов войны начать акции протеста по всей стране».
Как же развивались события дальше? Александр Анкваб на сей раз взял паузу и несколько дней хранил молчание: здесь был не тот случай, чтобы в очередной раз язвительно «ставить на место» оппонентов, поскольку это неизбежно способствовало бы новому углублению внутриполитического противостояния в стране, в котором власть не заинтересована. К слову, в условиях пока еще организационно не оформившейся политической оппозиции властному тандему Бжания – Анкваб (возможно, идет обсуждение вопроса, кто ее возглавит), продолжительного публичного молчания партии «Форум народного единства Абхазии» именно РОО «Аруаа» стала «глашатаем» оппозиционных сил. В поддержку ей выступила политическая партия «Апсны», в заявлении политсовета которой было, в частности, сказано: «…Вполне серьезно Республике Абхазия предлагается налаживать торговые связи и предоставлять людям право на двойное гражданство с государством, которое до сих пор находится с нами в состоянии войны и подогревает настроения о восстановлении территориальной целостности Грузии. Вряд ли такие решения отвечают национальным интересам Абхазии».
После этого появилось еще одно заявление Высшего совета «Аруаа», возглавляемого сейчас Тимуром Гулиа, где говорится:
«Во-первых, мы настаиваем, на том, чтобы премьер-министр Александр Анкваб не переводил проблему в этническую плоскость, тем самым разжигая националистические настроения, так как речь идет не о национальной принадлежности людей, проживающих в восточных районах страны, а том, что они в большинстве своем являются гражданами Грузии… Нам непонятно, почему абхазский премьер-министр выступает за право граждан Грузии на гражданство Абхазии, но при этом не вспоминает граждан других стран, которые так же давно проживают в Абхазии, – граждан Российской Федерации, Греции, Турции, Армении, Белоруссии, Украины, то есть стран, которые не находятся в состоянии войны с Абхазией? Считает ли Александр Анкваб, что формулировку «они не воевали против нас» можно внести в закон «О гражданстве», и это достаточный довод для того, чтобы получить гражданство Абхазии?.. К сожалению, Анкваб, лоббируя интересы страны, с которой мы находимся в состоянии войны, игнорирует вопросы, связанные с безопасностью наших граждан».
Авторы заявления потребовали, чтобы Анкваб публично отверг заявление, в котором он назвал лишение жителей Гальского района абхазских паспортов несправедливым. В противном случае они готовы на «принятие неприятных решений».
И лишь после этого вечером во вторник, 18 августа, «Апсныпресс» разместил текст под заголовком «Александр Анкваб: авторы заявления «Аруаа» увидели в тексте то, чего в нем нет». Премьер-министр Абхазии пишет в нем:
«Общественная организация ветеранов войны «Аруаа» возмутилась моим комментарием по вопросу лишения паспортов жителей Гальского района. Уважаемые авторы заявления увидели в тексте то, чего в нем нет. Во-первых, я не произносил слова «граждан Грузии, проживающих в Абхазии». Я сказал «грузин, проживающих в Абхазии, в том числе в Гальском районе».
Тут стоит остановиться на том, как по-разному сторонами полемики интерпретируются понятия. Если «аруаавцы» уличили премьера в том, что тот переводит разговор в этническую плоскость, то он настаивает как раз на том, что вовсе не имел в виду «граждан Грузии» и не предлагает именно их наделять еще и гражданством Абхазии. И далее:
«Во-вторых, ничего, вступающего в противоречие с абхазским законодательством, мною сказано не было. В моем комментарии не содержится даже мысль о необходимости вернуть паспорта этим гражданам. В нем констатация отношения к случившемуся. Почему я так считаю? При всем уважении к «Аруаа», вынужден напомнить очень важные события. Организованное массовое возвращение грузинских беженцев в Гальский район было начато 1 марта 1999 года. В том же году они приняли участие в референдуме об отношении граждан Республики Абхазия к действующей Конституции и проголосовали за Абхазию как за независимое суверенное демократическое правовое государство. В том же 1999 году они голосовали на выборах президента страны и последующих выборах главы государства. Они же принимали участие в парламентских выборах и выборах органов местного самоуправления Абхазии. Я уверен, что это были продуманные политические решения. В-третьих, я нисколько не пытаюсь перевести данную проблему в «этническую плоскость». Напомню: не только грузины, проживающие в Гальском, Ткуарчальском и Очамчырском районах, но и все жители Абхазии других национальностей – русские, греки, армяне, турки, украинцы – все неабхазы, при получении абхазского паспорта в результате известных решений вынуждены предъявить документ, подтверждающий их присутствие в Абхазии до принятия Закона о гражданстве. Вот когда образовалась «этническая плоскость». Если было правильным решение лишить паспортов жителей трех районов страны грузинской национальности, то как объяснить то, что почти 2 400 гражданам этой категории продлевались сроки действия абхазских загранпаспортов, в большом количестве выдавалась форма №9 (тот же паспорт) после принятия известного решения и поправок к Закону о гражданстве? Почему около 4 700 жителей Гальского района получают абхазские пенсии? Почему ежегодные (2015 – 2020 гг.) прямые дотации региона, населенного «гражданами Грузии», составляют от 129 до 172 миллионов рублей? Кого дотирует государство? Откуда получают зарплату учителя школ Гальского района в довесок к абхазской? Что-то изменилось в этом плане за последние шесть лет? Ограничусь этими примерами. Они не могут быть предметом чьего-либо злорадства. Это лишь печальные факты того, что все мы стали заложниками возникших обстоятельств. Боюсь, эти проблемы еще долго будут отзываться, создавая трудности и будущим властям нашей страны. Что касается «нарушения законодательства», то его я не нарушал. Не намерен делать этого и впредь. Так меня учили. Мы все за прошедшие годы навидались многого. Поэтому лучше уважительно относиться друг к другу. Это, прежде всего, в интересах нашего государства. Я за то, чтобы строить именно такие отношения. Возможно, когда-нибудь мы все же сумеем заложить основы национальной политической культуры».
В общем, комментарий премьер-министра можно назвать полемически-примирительным. Налицо его явное нежелание обострять ситуацию, заниматься эскалацией напряженности в обществе. Если прибегнуть к фразеологии книг и фильмов про индейцев Северной Америки, то РОО «Аруаа», имея в виду внутриполитическое противостояние, решила в данный момент «вырыть топор войны», а Анкваб, по-видимому, поразмыслив, предложил «раскурить трубку мира».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия