Одна из деталей в громком деле об убийстве 19-летнего футболиста Георгия Шакарашвили, которая до сегодняшнего дня не предавалась огласке, предположительно, послужила главным мотивом для выдвижения обвинения пятерым фигурантам. Мцхетский районный суд продолжает рассматривать дело.
«Вы также хорошо плаваете, как и бегаете?» Этот вопрос, согласно материалам дела, оказавшимся в распоряжении Радио Свобода, задал другу Георгия Шакарашвили – Гураму Амирханашвили – один из обвиняемых в убийстве – Арчил Гагнидзе.
Амирханашвили – один из главных свидетелей обвинения. В ночь на 19 июня, когда на Шакарашвили, Амирханашвили и еще четырех молодых людей напали шестеро, Амирханашвили удалось спрятаться в кустах недалеко от автомобильной трассы, где, собственно, и произошло нападение. Через какое-то время, когда, по версии следствия, нападавшие сперва избили Шакарашвили, а потом еще живого бросили в реку, нападавшие нашли Амирханашвили.
Согласно следствию, они силой посадили его в машину и повезли в Тбилиси. В показаниях Амирханашвили, которые он дал следствию еще 2-го августа, он подробно рассказывает о разговоре, который состоялся между ним и молодыми людьми в машине.
«Арчил Гагнидзе несколько раз спросил меня, где Георгий Шакарашвили научился так быстро бегать? Я сказал, что и я, и Георгий с детства занимались футболом. А он спросил: «Вы также хорошо плаваете, как и бегаете?» Тогда я не придал этому вопросу особого значения, в тот момент не связал ни с чем, потому что был взволнован и нервничал из-за моего друга Георгия Шакарашвили».
Ранее, а именно – 19, 21, 23 и 25 июня Гурам Амирханашвили уже отвечал на вопросы следствия. Тогда он не упоминал этих деталей разговора и обо всем произошедшем рассказывал лишь в общих чертах. В последней беседе с органами Амирханашвили говорит, что ранее он находился в стрессовом состоянии и, для того чтобы вспомнить подробности произошедшего, ему понадобилось время. Адвокаты обвиняемых в убийстве полагают, что показаниям этого свидетеля верить нельзя.
«Какой адекватный человек поверит показаниям Амирханашвили, которые он в пятый раз изменил и теперь говорит, что убийцы сказали ему, что бросили его друга в воду. Это абсурд, у этого нет ничего общего с реальностью. Это явный пример того, как государство, а в данном случае – следственные органы – борются с лицами, признанными обвиняемыми по конкретному делу, как осуществляют давление на свидетелей…» – сказал Георгий Гелхаури, адвокат несовершеннолетнего З.Х.
В то же время прокурор дела Давид Казарашвили сегодня напомнил, что адвокаты обвиняемых по делу об убийстве Шакарашвили подписали обязательство о неразглашении, соответственно, они не имели права передавать СМИ материалы дела, в частности, копию показаний Амирханашвили.
«Прокуратура и следственные органы проводят необходимые мероприятия, и этому будет дана соответствующая правовая оценка. Наша цель – чтобы на этапе следствия свидетели, которых будут допрашивать, не знали версий следствия и (деталей) показаний тех лиц, которые уже были допрошены, это препятствует следствию. Что касается самих показаний (Амирханашвили), – мы считаем, что они никоим образом не противоречат ни другим материалам дела, ни каким-либо обстоятельствам», – сказал прокурор.
При этом он отрицает, что некоторые обвиняемые подвергались несоответствующему обращению в тюрьме, как об этом сегодня заявил адвокат несовершеннолетнего З.Х. – Георгий Гелхаури. По его словам, его подзащитный и еще два обвиняемых начали голодовку. З.Х. утверждает, что в убийстве Шакарашвили он не виновен и требует проверить его на детекторе лжи.
«Сегодня несовершеннолетний З.Х. заявил, что после того, как два дня назад он объявил голодовку, у него из камеры забрали телевизор. Телевизор забрали и у Л.Ш. Сегодня голодовку объявил и А.К., и, вероятно, с ним поступят также. Я обращаюсь к Народному защитнику, ко всем, кто включен в это дело, – обратите внимание на это правосудие и на этот суд. Интересы несовершеннолетних совершенно не учитываются», – жалуется Гелхаури.
Пенитенциарная служба, в свою очередь, ответила на претензии адвоката заявлением. В нем сказано, что заключенные, объявляющие голодовку, согласно установленным правилам, должны быть изолированы от других заключенных. А ввиду того, что телевизоры в камерах, где содержались З.Х. и Л.Ш., принадлежали их сокамерникам, – техника была перенесена в другие камеры.
«Л.Ш. и З.Х. с первого дня заключения имеют право приобрести телевизоры в магазине пенитенциарного учреждения и без ограничений пользоваться этой вещью. Они знают об этом праве, это также должно было быть известно их адвокатам», – сказано в заявлении пенитенциарной службы.
В рамках расследования дела Шакарашвили 26 июня по обвинению в организации и участии в групповом насилии и в незаконном лишении свободы было задержано 17 человек. 11 августа пяти из них предъявили обвинения в умышленном групповом убийстве, совершенном при отягчающих обстоятельствах.