Новый приказ министра юстиции Грузии Теи Цулукиани, касающийся суррогатного материнства, спровоцировал недоумение в обществе и критику правозащитников. Некоторые из них называют его дискриминационным и считают, что предотвратить транснациональную торговлю детьми – а именно этим в ведомстве объясняют необходимость введения новых правил –подобная инициатива не может.
Министру юстиции Тее Цулукиани пришлось объясняться после скандала, который был вызван ее новым приказом. Она уверяет, что тема раздута искусственно, а общество намеренно введено в заблуждение. За всем этим она видит происки заинтересованных частных компаний. Попробуем разобраться. Новый приказ – это дополнение к своду правил регистрации гражданских актов. В частности, к его 19-й статье, касающейся регистрации детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения или же просто ЭКО.
«…одной из сторон договора может быть пара, состоящая из мужчины и женщины, целью которой является воспитание рожденного путем ЭКО ребенка, если:
А) они состоят в браке и с (заключения) брака прошел как минимум год;
Б) они состоят в фактическом сожительстве, по меньшей мере, в течение года».
Фактическое сожительство, согласно документу, нужно доказывать нотариально – это может быть регистрация по одному адресу проживания, общее имущество, свидетельство о венчании и пр. Министр Цулукиани, ввиду того, что эта формулировка была расценена как запрет на право прибегнуть к процедуре ЭКО одиноким женщинам, поспешила заявить:
«Все женщины, замужние или незамужние, которые планировали искусственное оплодотворение, – в их отношении министр юстиции не сможет создать новые правила, они могут быть спокойны», – сказала Цулукиани.
По ее словам, новый приказ касается только суррогатного материнства. Другими словами, пара, которая планирует обратиться к услугам суррогатной матери, согласно новому правилу, должна состоять в браке не менее года или сожительствовать на протяжении того же срока. А необходимость внесения этого дополнения министр объяснила так:
«100% женщин, которые за определенное финансовое вознаграждение соглашаются на помещение в их тело эмбриона, полученного из биологических материалов других лиц, – гражданки Грузии. А 98% тех пар, которые пользуются сервисом суррогации в Грузии, – иностранцы. Соответственно, вводится правило: под парой, как и прежде, подразумеваются мужчина и женщина, а новое (дополнение служит тому), чтобы предотвратить преступление – транснациональную торговлю детьми, чтобы дети, рожденные методом суррогации в Грузии, не стали жертвами сексуальной эксплуатации, пыток, нечеловеческого обращения, чтобы можно было избежать (действий) фиктивных пар, которые с преступными целями создают путем суррогации детей и вывозят их за границу».
Георгий Гоциридзе, юрист Ассоциации молодых юристов не понимает, как пребывание в браке в течение года или же сожительство той же продолжительности может служить предотвращению преступлений, о которых говорит министр. С таким же успехом потенциальные преступники могут создать фиктивный брак и через год обратиться к услугам суррогатной матери, или же злоумышленниками могут быть люди, действительно состоящие в браке.
«Это нельзя назвать превенцией торговли детьми. Средство для превенции этого – выявление схем торговли детьми и привлечение к уголовной ответственности», – говорит юрист. В то же время, по его словам, дискриминационным не только и не столько является новый приказ министра, а 143-я статья закона о здравоохранении, которая, по сути, и так предусматривает возможность прибегнуть к процедуре ЭКО только лишь женщинам, состоящим в паре.
«Этот закон противоречит Конституции Грузии. Конституция гарантирует право на развитие личности, в том числе, право иметь ребенка – будь то in vitro оплодотворение или суррогация. И это право не может быть привязано к (нахождению) в паре. Это дискриминационное отношение к одиноким женщинам», – говорит Георгий Гоциридзе. Цулукиани и ее приказ критикуют и в оппозиции. При этом некоторым оппонентам власти кажется, что у всего этого процесса могут быть совершенно иные мотивы, нежели те, о которых говорит министр.
«Эта инициатива немыслима. Она очень походит на заявление патриарха, сделанное им не так давно, – о детях, рожденных в результате in vitro оплодотворения, которых якобы не любит Бог. Госпожа Цулукиани нарушает права всех тех женщин, которые хотят иметь детей, но, к слову, не желают вступать в брак – подтвержденный подписями или же в гражданский. Эта инициатива еще раз доказывает, насколько госпожу Цулукиани не интересуют права женщин», – сказала Хатуна Самнидзе – одна из лидеров Республиканской партии.
В Минюсте на вопрос о статистике преступлений, связанных с вывозом за границу рожденных методом суррогации детей, заявляют, что у них эти данные не хранятся, поскольку это относится к преступлениям международного уровня. В МВД для выдачи информации такого толка затребовали установленный законом 10-дневный срок.