Триста семей из разных сел Абхазии получили весной семена для посадок однолетних культур, которые им предоставила благотворительная организация «Киараз». Осень – традиционное время подведения сельскохозяйственных итогов.
Лолита Чокорая живет в селе Дурипш Гудаутского района, работает санитаркой в гудаутском роддоме и вместе с мужем воспитывает пятерых детей. Из выделенных семян семья вырастила хороший урожай овощей и заготовила семена на следующий год:
«Огурцы, помидоры, баклажаны, сладкий перец, картошку – сто килограмм выдали, очень много всего они нам дали. Мы на продажу не делали, мы сделали только для дома. Дети кушали, закрутки я сделала. И на следующий год оставила семена, чтобы посадить и уже не просить ни у кого. Это нам помогло, потому что покупать каждый раз не можешь, хоть со своего огорода вытаскиваешь. Ведрами, ведрами вытаскивали, каждые два-три дня собирали пять-шесть ведер, вытаскивала помидоры и огурцы, закрывала, полный подвал закруток сделала, правда, ничего не продали, просто кушали и закрутки сделали. Я довольна очень!»
В условиях пандемии все в той или иной мере испытывают трудности, но многодетным семьям сложнее всего. Один из учредителей общественной благотворительной организации «Киараз» Кадыр Аргун рассказал, что у них в базе данных около четырехсот малообеспеченных семей. Несколько лет они собирали средства и развозили им продукты. Но потом решили помочь этим семьям прокормить себя самостоятельно. Так родилась идея закупить семенной материал овощных культур и раздать сельчанам:
«На протяжении двух-трех лет работы мы раздавали продукты. Потом убедились, что крестьянину нужно помочь, не давать ему продукцию, а дать удочку, чтобы он сам мог себя обеспечить. Третий год наша организация на программном уровне работает в направлении сельского хозяйства. В том году мы запустили несколько мероприятий, приобрели семена картофеля для наших подопечных. Мы изначально не ставили задачу, чтобы они выходили на рынок, мы хотели, чтобы они хотя бы прокормили свои семьи. Там, где мы раздавали по сто, по двести килограммов семенного материала, был довольно хороший урожай – 700-800 килограммов, до тонны картофеля. И мы радовались тому, что большие семьи, в которых много детей, обеспечили себя на целый год продуктами. Это продовольственная безопасность для каждой семьи».
По словам Кадыра, триста семей получили семена овощных культур двадцати наименований:
«В этом году мы в рамках нашего проекта подготовили семьи, тех людей, которые имеют участки, и раздали семена двадцати наименований – это огурцы, помидоры, перец, баклажаны, зелень и другие. Для нас было важно посмотреть, насколько они смогут обеспечить свои семьи. Когда вся информация собралась, определились семьи, которые готовы были взять на себя эту ответственность. И мы, когда сделали закуп, обзванивали их, они приезжали сюда, были моменты, когда мы развозили семена и саженцы по районам. Мы охватили порядка трехсот семей. В каждой семье по пять-шесть человек, то есть мы порядка полутора-двух тысяч человек обеспечили семенами и саженцами однолетних культур».
Мониторинг проекта показал, говорит Кадыр Аргун, что усилия не пропали даром и получен хороший урожай:
«Первый выезд мы сделали по Очамчырскому району. У нас есть группа этих семей в WhatsApp, где они скидывают нам фотоотчеты о проделанной работе, где они получили урожай, собирают урожай и даже как консервируют. И в дальнейшем мы будем продолжать этот проект по сельскому хозяйству, если у нас будут ресурс и возможности. Мы из всех этих семей будем выявлять более ответственных, которые грамотно подошли, и им будем более масштабно помогать, чтобы они уже не только свою семью обеспечивали, но и наш крестьянский рынок».
Сам Кадыр Аргун тоже занимается сельским хозяйством и на собственном опыте знает, что, работая на земле и не ленясь, можно обеспечить не только себя, свою семью, но и многих других людей. Однако для этого необходима поддержка государства, которой, к сожалению, нет:
«Как крестьянин могу дать свое видение положения дел в селе. Государство не подходит программно, то есть масштабно, чтобы крестьянин обратился к государству и получил поддержку для реализации любого проекта. На сегодняшний день я этого не вижу. Я фактически уже третий год изучаю и мониторю ситуацию, но я такого не замечал.
– Люди обращаются за помощью в вашу организацию, в «Киараз», а обращаются ли они в органы местного управления и какова реакция на местах?
– Есть обращения к государственным органам, хотя последнее время очень сложное и для государства, и для нас, и для всех. Обращаются к районным государственным органам и к сельсоветам, но эти главы говорят им автоматически, чтобы они обращались в «Киараз». Честно говоря, мы удивлены, мы не обладаем таким ресурсом, как действующее государство. У нас в каждом районе есть МТСы (машинно-тракторные станции), через которые нашим гражданам можно предоставить услуги по обработке земли бесплатно.
– Из вашего опыта, те люди, те семьи, которым вы помогаете, кто-то из них получил от государства какую-нибудь помощь?
– Мы мониторили ситуацию, но об этом не слышали. У нас тоже ресурс не резиновый, но на то, что осталось с прошлого года, мы выбрали в селах матерей-одиночек, порядка десяти семей, которым вспахали участки, посадочный материал (кукуруза) у них был, вспахали и помогли в этом плане».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия