Власти Филадельфии, самого большого города Пенсильвании, заявляют, что у них осталось 40 тысяч бюллетеней, которые надо проверить.
По заявлению избирательных штабов эти бюллетени подпадают под одну из трех категорий:
- это предварительные бюллетени (такая форма принята, если человек пришел голосовать, но забыл документ с фотографией, удостоверяющей личность; если человек прикреплен к одному избирательному участку, но пришел голосовать в другой; при любом другом "если"),
- бюллетени вызывают подозрения и нуждаются в проверке,
- они присланы от военнослужащих США за рубежом.
На данный момент в Пенсильвании подсчитано 96% бюллетеней. Отрыв Джо Байдена от Дональда Трампа, который там лидировал в первые два дня после голосования, составляет теперь 13 550 голосов.
Тем временем Дональд Трамп вновь выступил с заявлением, что у него крадут выборы. И некоторые общенациональные американские телеканалы отключили его от прямого эфира из Белого дома.
Байден вышел вперед в Пенсильвании.
Его преимущество над Трампом сейчас – чуть больше 5 тысяч. Подсчитано 95 процентов поданных в штате бюллетеней.
У Пенсильвании – 20 электоральных голосов, если Байден будет признан победителем в штате, этого будет достаточно для победы в президентской гонке (у Байдена сейчас 253 голоса выборщиков, для победы нужно 270).
Он также обошел сегодня утром Трампа в Джорджии, сейчас его преимущество там составляет немногим более тысячи голосов.
Байден также лидирует в Аризоне и Неваде, но там предстоит подсчитать существенно больше бюллетеней.
Трамп лидирует в Северной Каролине и на Аляске.
Очень длинный пост про "Красный мираж" и "синий сдвиг" – и вообще про тему "подтасовок"
"Красный мираж" и "синий сдвиг" – термины, описывающие особенности подсчета голосов на выборах в США, которые приводят к тому, что в некоторых штатах Байден в последний момент обгоняет Трампа – и это вызывает у сторонников Трампа гнев и массу подозрений и обвинений в подтасовках.
Общее объяснение простое – из-за эпидемии гораздо больше людей воспользовались голосованием по почте, причем – в связи с политическими/общественными различиями – есть существенная разница в распределении голосов. Трамп и Байден расходятся в оценке опасности эпидемии, и республиканцы были более склонны голосовать лично на участках в день выборов, а демократы – подавать голоса по почте, удаленно и безопасно с эпидемиологической точки зрения.
Подсчет голосов устроен в разных штатах по-разному – но в целом, сначала в день выборов подсчитывают голоса пришедших на участки, а потом – присланные по почте бюллетени. Таким образом, сначала может возникать преимущество республиканцев, а потом – по мере подсчета голосов, поданных заочно, – демократы нагоняют или даже обгоняют – тут, собственно, наступает момент истины. Эта кажущаяся, но потом тающая победа республиканцев и получила романтическое название "красного миража".
О том, что такое расхождение будет, было известно заранее – и обсуждалось заранее. Трамп требовал, чтобы подсчет прекратился в день выборов, состоялась и дискуссия в Верховном суде США (где теперь есть консервативное большинство) при обсуждении запрета на подсчет в Висконсине голосов, присланных по почте после дня голосования. Судья Кавано, один из назначенных при Трампе, написал в своем судебном мнении, что ограничение необходимо, чтобы "избежать хаоса и подозрений в нарушениях, которые могут возникнуть, если тысячи присланных по почте бюллетеней хлынут после дня выборов и потенциально перевернут результаты выборов". В свою очередь, судья Каган написала: "Пока все действительные голоса не подсчитаны, нет никаких результатов, которые можно "перевернуть".
На самом деле основания для остановки подсчета поданных в соответствии с законом голосов не очень ясны. Чтобы проиллюстрировать это с некоторой степенью отвлеченности, обратимся к забытой всеми Аляске. Все исходят из того, что обычно Аляска голосует за республиканцев, и потому ее три электоральных голоса мысленно отдают Трампу. На Аляске после дня выборов было подсчитано 56 процентов голосов, соотношение 63 на 33 процента в пользу Трампа. С тех пор счетчик на Аляске замер. В чем дело?
Причина – в местных правилах (порядки голосования в каждом штате свои и определяются властями штата): "региональные избирательные офисы могут начать подсчет поданных заочно голосов через семь дней после дня выборов (выделено РС). Все заочные голоса должны быть посчитаны не позже 15 дней после всеобщих выборов". Требование к бюллетеням – чтобы на конвертах был почтовый штамп, свидетельствующий, что они отправлены не позже дня выборов.
Мы не ставим под сомнение победу Трампа на Аляске, но оцените ситуацию: сейчас на Аляске подсчитано примерно 165 тысяч бюллетеней (из них 108 – за Трампа и около 57 за Байдена). А ожидают подсчета еще более 130 тысяч поданных заочно бюллетеней.
Представим, что Байден будет выигрывать среди этих, поданных по почте, голосов примерно в той же пропорции 2:1, что выигрывал среди заочных голосов в Джорджии или Пенсильвании. Мы тогда получим что-нибудь вроде 86 тысяч голосов за Байдена и 43 за Трампа, у каждого будет около 150 тысяч голосов в целом – и Аляска внезапно превращается в почти спорный штат, – и это спустя две недели после выборов! (Это просто допущение, мы не знаем электоральных особенностей Аляски, которые подвигают к такому распределению голосов.)
Причем все это – в полном соответствии с действующими сейчас легальными правилами штата. Непонятны основания, на которых эти результаты можно было бы опротестовать – и потребовать, например, не считать 130 тысяч голосов, лежащих сейчас в избирательных офисах Аляски (это 40 с лишним процентов всех голосов в штате).
Только что избранный в Алабаме сенатором республиканец Томми Тубервиль, бывший футбольный тренер, решил поддержать Трампа в твиттере с помощью спортивной метафоры: "Результаты выборов вышли из-под контроля. Это как если бы свисток прозвучал, игра закончилась, игроки пошли домой, а судьи вдруг добавили тачдауны (он тренер американского футбола, конечно. – РС) – на табло на стороне другой команды".
Социальные сети безжалостны – но содержательно ответы сводились к тому, что свисток был сигналом к окончанию голосования, а не подсчету голосов, или что Трамп пытается объявить окончательным счет в середине игры, когда он ведет и ему это выгодно.
Однако эмоции сторонников Трампа совершенно понятны – из-за резко выросшего в связи с эпидемией количества голосов, поданных по почте, подсчет их затянулся на дни. И при позднем подсчете почти всюду кандидат республиканцев начинает проигрывать (хотя в Аризоне, где республиканцы тоже активно пользуются почтой для голосования, Трамп, наоборот, нагоняет Байдена). Естественно заподозрить подтасовки.
Подозрения вызывают, например, резкие скачки голосов за Байдена – как на широко разошедшемся в сетях графике 538 подсчета в Висконсине – штате, где объявлена победа Байдена, и где штаб Трампа хочет пересчета. (Российская аудитория использует тут российскую терминологию "вброс за Байдена").
Объяснение, которое дают этому, вновь связано с подсчетом поданных заочно голосов:
Байден резко обошел Трампа в Висконсине после того, как утром 4 ноября город Милуоки сообщил округу – единовременно – о результатах подсчета свыше 100 тысяч бюллетеней. Как сообщается, Милуоки и 38 других районов вели подсчет поданных заочно бюллетеней централизованно, и результат подсчета был передан единовременно.
"Вскоре после полуночи, сообщил сотрудник округа Милуоки Джордж Кристтенсен, его офис получил новую информацию от города Милуоки, что они обработали свыше 140 тысяч заочных бюллетеней, и еще около 30 тысяч осталось, и что им потребуется еще три-четыре часа". Около четырех утра результаты появились на сайте округа.
В любом случае – процесс голосования и подсчета голосов в Штатах очень локален, опротестовывать его, если найдены нарушения правил, тоже можно сначала локально и затем уже идти по инстанциям – до Верховного суда, на поддержку которого Трамп, очевидно, надеется.
Не только президент: что будет с Конгрессом?
За поединком Дональда Трампа с Джо Байденом как-то ушли в тень результаты выборов в обе палаты Конгресса США. Между тем они не менее важны, поскольку политика страны определяется в результате взаимодействия президента с законодателями в Палате представителей и Сенате.
Хотя полные результаты голосования во всех округах еще неизвестны и в некоторых случаях станут известны нескоро (так, на сенатских выборах в Джорджии, где выбирают сразу двух сенаторов, предстоит еще один тур голосования, и он пройдет только 5 января), аналитики сходятся во мнении: даже если демократ Джо Байден станет следующим президентом США, в целом Демократическая партия выступила на выборах слабее, чем ожидалось. Перед демократами стояли три задачи:
- избрание Байдена президентом;
- завоевание сенатского большинства, до сих пор принадлежавшего республиканцам;
- расширение большинства в Палате представителей.
Из этих трех целей пока реально достижимой кажется только первая. В Сенате на данный момент, согласно известным результатам, у обеих партий по 47 представителей и, исходя из имеющихся прогнозов, демократам не удастся добиться большинства – хотя многие прогнозы давали им 53–55 мест по итогам выборов.
В Палате представителей, вопреки ожиданиям, успешнее выступили республиканцы, которые на данный момент расширяют свое представительство по меньшей мере на 6 мест – хотя большинство в нижней палате, очевидно, останется за демократами. Таким образом, будущий президент, кто бы им ни стал, будет по-прежнему иметь дело с разделенным Конгрессом.
Выборы уже принесли несколько интересных результатов, отражающих изменения в американском обществе в последние годы.
Первым в истории США сенатором-трансгендером стала Сара Макбрайд, демократ от штата Делавэр. От округа в Южном Бронксе (Нью-Йорк) в Палату представителей избран Ричи Торрес – первый конгрессмен-афроамериканец, открыто заявляющий о своей гомосексуальной ориентации. В Северной Каролине был избран самый молодой в современной истории США конгрессмен – 25-летний республиканец Мэдисон Которн. А штат Нью-Мексико в нижней палате будут представлять три женщины – это первый случай в американской истории, когда делегация одного из штатов в Палате представителей будет полностью женской.